В. Денисов — вездеход «Чирок-3»
Дата публикации: 25-06-2015Рубрика: Ют №7 1984 год
- Самосвал на круче
- Размышления по поводу одной модели
- Догони снежную королеву!
- Перо для компьютера
- Штурмовик ТШ-1
Свой вездеход-трицикл «Чирок-3» юные конструкторы из поселка Толмачево Ленинградской области собрали два года назад. За это время он прошел по болотам, заросшим поймам рек и озер почти 1000 км и ни разу не подвел ребят.
Вездеход изготовлен в основном из бросовых материалов: старых водопроводных труб, отходов кровельного железа и деревоматериалов, обрезков арматурной проволоки и уголков, кусков листового железа, найденных в металлоломе. Готовые детали — передняя вилка и тормозная система от мотоцикла «Восход», бензобак, седло, фара, ветровое стекло, двигатель Т-200, карбюратор, воздухофильтр — тоже далеко не новые.
Надо сказать, что подобные машины уже строили, например, в Туле. Но все же в толмачевском трицикле есть своя изюминка, свое изобретение — колеса. И если использование камер от тракторов и грузовиков тоже не новость, то вот конструкцию каркаса, на котором держится камера, думается, можно смело записать в изобретательский реестр толмачевских школьников. Поражает простота и оригинальность конструкторского решения этого узла (о нем мы еще скажем).
В технических данных «Чирка-3» мы приводим габаритные размеры вездехода. Если вы захотите повторить конструкцию толмачевского трицикла, берите эти размеры за основу, остальные расчеты придется сделать самим — они будут зависеть от того, какие детали и материалы вы используете для постройки своего вездехода.
А теперь поговорим об устройстве «Чирка-3».
Основной узел его, как и у любого другого мотоцикла,— рама (см. рис. «Рама»). На ней крепятся остальные узлы и детали вездеходу.
Рама, как уже говорилось, В сварена из бросовых водопроводных труб разного сечения (в основном это трубы диаметром 1 ‘/4 дюйма). Передняя часть ее смонтирована под двигатель Т-200 поэтому если в вашем распоряжении будет другой двигатель, то крепление для него придется делать по- другому. Для установки сиденья (оно тоже взято от старого мотоцикла) к раме приварены две дуги и поперечины. К дугам прикреплены сваркой ушки, в которые входят резьбовые штыри сиденья. Фиксируется сиденье гайками с гровер-шайбами.
Чуть впереди крепится на небольших уголках бачок емкостью 5 л.
В передней части рамы приварена рулевая колонка для передней вилки. Чтобы грязь от колеса не летела под ноги водителя, передняя часть рамы закрыта щитком из кровельного железа.
В задней части рамы приварены подшипники ведущей оси. Устройство их показано на рисунке. Для крепления дощатого настила на раме установлены два уголка 50X50 мм. В конце рамы приварены ушки для подсоединения прицепа (он показан на заставочном рисунке).
Передняя вилка вездехода служит для управления им (см. рис. «Передняя вилка»). При езде по бездорожью на ее долю приходится большая нагрузка, поэтому передняя вилка оборудована амортизаторами. Для лучшего управления и устойчивости хода вилка так же, как и на мотоцикле, немного наклонена. Это позволяет свободно удерживать переднее колесо в среднем положении.
Собрана передняя вилка из готовых узлов от мотоцикла «Восход» и самодельных деталей. По сравнению с восходовской вилкой она шире и длинней.
Руль — готовый, от старого мотоцикла. К верхней поперечине он крепится накладкой и болтами. На руле установлены кронштейны для ветрового стекла, ручка газа, рычаги сцепления и тормоза.
Чтобы предохранить переднее колесо от случайных столкновений с препятствиями, к амортизаторам вилки прикреплен защитный обруч. Согнут он из полудюймовой водопроводной трубы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ВЕЗДЕХОДА
Длина — 2500 мм.
Ширина— 1500 мм.
Высота — 1400 мм.
База — не более 1200 мм.
Дорожный просвет — 600 мм.
Вес — 220 кг.
Скорость —на земле, на снегу — 60 км/ч; на воде — 6 км/ч. Максимальный радиус поворота —
4м.
К средней поперечине вилки на небольшой стальной косынке крепится фара. Ее можно переключить и на ближний и на дальний свет. Собранная передняя вилка устанавливается в рулевой колонке на штыре, который приварен к средней поперечине. Соединение подвижное, на подшипниках, как у мотоцикла.
Двигатель Т-200 — двухтактный, одноцилиндровый, с зажиганием от магнето. Рабочий объем цилиндра 199 см3, максимальная мощность двигателя 10 л. с. Коробка передач четырехступенчатая. Карбюратор типа К-36Д (можно использовать К-62Г). Охлаждение — принудительное, от вентилятора. Воздухофильтр — инерционный, масляный.
Крутящий момент от двигателя через цепную передачу передается на ведущий вал (см. рис. «Вал»). Он собирается из собственно вала, ступиц и фланца. Ведомая звездочка крепится к фланцу болтами. Соединение собственно вала и ступиц — на шпонках.
Установлен ведущий вал в подшипниках, приваренных к раме.
Переднее колесо — тормозящее. На нем использовано тормозное устройство от заднего колеса мотоцикла «Восход». На переднем колесе стоит камера от прицепа трактора «Кировец».
Задние колеса — ведущие, камеры поменьше — от автомобиля ГАЗ-66.
Собрано колесо из диска, обода и спиц (см. рис. «Колесо»). Диск вырезан в виде восьмиконечной звездочки из толстой листовой стали (для уменьшения веса в нем высверлены отверстия). К каждому лучу звездочки приварены фигурные скобы, на концах которых укреплены втулки для обода, выгнутого из толстой проволоки. Спицы (тоже толстая проволока) приварены крест-накрест к втулкам и средней части диска. К фланцам ведущего вала колеса крепятся болтами.
Каркас кузова, так же как и рама, сварен из водопроводных труб (см. рис. «Кузов»). На дне его постелены толстые доски. Обит кузов кровельным железом.
Вот, пожалуй, и все об устройстве вездехода-трицикла «Чирок-3».
В заключение несколько слов о камерах. Они старые, давно списанные из автохозяйства. Но тем не менее вот уже два года верой и правдой служат толмачевским ребятам и, как это ни странно, не протыкаются, хотя испытания вездеход проходил и на вырубках, и на лесопилке, и в других далеко не идеальных для транспортной техники местах.
Секрет долговечности и надежности камер прост: слабо накачанные, они как бы обволакивают препятствие — камень, обрубок доски, сучок. Поэтому и не протыкаются. Да и толщина камер довольно приличная: 5—7 мм.
В. ДЕНИСОВ
Рисунки В. СКУМПЭ