Перо для компьютера
Дата публикации: 03-09-2015Рубрика: Ют №7 1984 год
Тема: Патентное бюро ЮТ
- В. Денисов — вездеход «Чирок-3»
- Размышления по поводу одной модели
- Реле без электроники
- Ветряк для опреснения
- Рационализация лифт для урожая
Предлагаю конструкцию рапидографа, в котором вместо круглой используется овальная трубка. Это позволит одним и тем же рапидографом чертить линии различной толщины.
На мой взгляд, особенно удобно использовать такую конструкцию в автоматических чертежных аппаратах.
Владимир Платонов, г. Киев
В сегодняшнем выпуске рассказывается о необыкновенных возможностях колеса, электронном чертежнике и других интересных предложениях. Работает автосалон ПБ.
ВСЕ, ЧТО МОЖЕТ КОЛЕСО
Как мне кажется, и колесо можно усовершенствовать. Предлагаю такую конструкцию: диск колеса вогнут внутрь, а в оси сделано отверстие для подвода воздуха. Резина покрышки более эластична, чем у обычного колеса. Если изменять положения колеса, то вездеход сможет и ездить, и ходить по дорогам, двигаться по бездорожью, летать над водой и даже взбираться по отвесным стенам.
Алексей Кузнецов, г. Пермь
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Рапидограф — значит «быстропишущий». Это простое приспособление для черчения тушью или чернилами знакомо многим. Состоит оно из трубочки со стержнем; стержень свободно ходит внутри ее и слегка выглядывает наружу. Пока вы не чертите, опущенный стержень не дает вытекать чернилам, но стоит только коснуться бумаги концом трубочки, как стержень приподнимается и на бумаге остается ровный, четкий след.
Каков диаметр трубочки, такова и толщина линии (обычно от 0,2 до 1 Мм). Поэтому при черчении приходится использовать набор рапидографов. А киевлянин Владимир Платонов предлагает обходиться всего лишь одним: для этого трубка рапидографа должна иметь не круглое, а овальное сечение. Ширина этого овала — минимально возможная толщина линии, а длина — максимальная. Меняя положение овала, можно варьировать толщину линии от минимальной до максимальной. Ясно, что вместо круглого стержня в такую трубочку должен быть вставлен овальный или даЖе прямоугольный.
Для просмотра тв на нескольких телевизорах попробуйте Шаринг.
Нетрудно представить: чертить таким рапидографом будет непросто. Ведь чтобы получить аккуратную линию одной толщины, нужно вести рапидограф по бумаге точно в одном положении. А чертить по лекалу будет, понятно, совсем невозможно. Однако Владимир совершенно прав: его конструкцию можно использовать в автоматических чертежных аппаратах.
Чертить в наше время приходится не только людям, но и машинам. Причем у машины это выходит намного быстрее и лучше, чем у человека.
Перо, которым чертит графопостроитель,— тоже рапидограф. Оно укрепляется в подвижной каретке, которая, подчиняясь командам ЭВМ, перемещается над бумажным листом, выписывая требуемую линию. Если нужны линии различной толщины, используют несколько перьев; их устанавливают в одной каретке, а машина поднимает и опускает их по мере надобности. Больше четырех перьев в каретке обычно не размещают, а что делать, если нужны к тому же еще и разноцветные линии?
Так что предложение Владимира представляет бесспорный интерес для машинной графики. В каретке можно разместить несколько универсальных рапидографов, пишущих разным цветом. Конечно, каретку придется усложнить: снабдить ее устройством для поворота пера, а значит, потребуются и новые программы для компьютера, управляющие работой графопостроителя… Но идея юного изобретателя заслуживает того, чтобы ею заинтересовались специалисты.
Так что же может колесо, предложенное Алексеем Кузнецовым? Давайте присмотримся к рисункам нашего художника (надо сказать, что и сам автор предложения прислал в Патентное бюро отлично исполненные эскизы). На рисунках 2 и 4 показано положение колеса при движении по дороге — здесь оно используется точно так же, как обычное. А если вездеход попадает на бездорожье, колесо поворачивается на 90°, как на рисунке 1,— теперь вездеход может шагать, используя боковую поверхность колеса как опору. Можно использовать колесо как присоску (рис. 5) — на таких присосках, по мысли автора, вездеход сможет подниматься даже по отвесной стене. А с помощью нагнетателя, подающего воздух, колесо создаст воздушную подушку — для того чтобы вездеход пошел над водой (рис. 3 и 6). И наконец, еще одна «профессия» универсального колеса — просто опора для крана или какого-нибудь орудия, как это показано на рисунке 7.
Интересная и неожиданная идея, не правда ли? Давайте, однако, разберемся, обо всем ли подумал, все ли предусмотрел автор?
С применением универсального колеса как обычного и в качестве опоры для крана, понятно, никаких проблем нет. А вот для создания воздушной подушки использовать такое колесо значительно труднее. Дело в том, что нельзя создать большое давление воздуха в пространстве между колесом и поверхностью воды. Чем больше воздуха будет подаваться компрессором в это пространство, тем больше его будет и уходить в зазор между кромками колеса и водной поверхностью. Следовательно, для создания большей подъемной силы надо иметь и большую поверхность. На судах, например, такой поверхностью служит все днище. Компрессоры для подачи воздуха под днищем судна больше похожи на вентиляторы.
А для работы колеса по схеме 1 в режиме шагохода потребуется достаточно сложный привод от двигателя к «ногам» и специальный механизм для согласования движения каждой «ноги». В режиме 5 «нога» должна делать очень резкое движение — для образования присоски…
Каким-то одним двигателем вездеход не обойдется, их потребуется несколько, причем самых разных; и значит, о практическом использовании такого колеса для работы в какой-то одной машине говорить пока не приходится.
И все-таки, повторим, идея, бесспорно, интересна. Автор сумел увидеть скрытые возможности в предмете, который, казалось бы, почти никак уже не усовершенствовать. А это ведь качество настоящего изобретателя.
Члены экспертного совета инженеры М. МАРКИШ и В. СМИРНОВ