Гусеничный самоходный паром

Дата публикации: 29-05-2014

Когда слышишь слово «паром», невольно представляешь себе мирную картину: деревянная баржа утюжит реку поперек туда-сюда, перевозя автомашины, телеги, людей… Однако паром находит применение и в военном деле.

Напомним, любая водная преграда — серьезное препятствие для войск. Если на пути движения небольшая речка, то здесь и вопроса нет: будет разведан брод, по которому пойдут и техника и люди. А если река широкая и глубина большая — такое препятствие не объедешь. И мост не всегда можно навести. Вот тогда-то и может быть организована паромная переправа. А в качестве переправочного средства используется ГСП — гусеничный самоходный паром. Прежде всего он используется для переправы тяжелой боевой техники — танков и самоходных артиллерийских установок. И это совершенно оправдано — паром может «взять» на себя 52 т груза.

Паром состоит из двух полупаромов — правого и левого. Каждый полупаром — это гусеничный транспортер, несущий на себе лодку. Он способен самостоятельно передвигаться как по суше, так и по воде.

На полупароме установлен двигатель в 240 л. с. Столь мощная силовая установка, совершенная ходовая часть позволяют полупарому массой 17 т двигаться по грунтовым дорогам со средней скоростью 16—18 км/ч, а по шоссе развивать и 40 км/ч. Для военной техники столь специфического назначения, да еще гусеничной, это вполне приемлемая скорость.

Кроме гусеничного движителя, у полупарома есть и винтовые движители. Их два, они обеспечивают движение на плаву. Конструкция их проста и надежна. В кормовой части корпуса полупарома расположены два тоннеля, в которых и размещены гребные винты. Отбрасывая «порции» воды назад, они создают тяговое усилие, направленное в сторону движения полупарома. Скорость движения на плаву более 10 км/ч.

Уверенно движется машина и по пересеченной местности, бездорожью, одолевая крутые подъемы, спуски и косогоры. Может она преодолеть и ров шириной до 2,5 м, и вертикальную стенку высотой 0,65 м.

Конструктивно корпус ведущей машины полупарома делится на три отделения: управления, силовое и кормовое.

Отделение управления находится в носовой части корпуса. В нем размещены сиденья экипажа, приводы управления, аккумуляторные батареи, радиостанция, приборы контроля и управления… Экипаж 3 человека: командир полупарома, механик-водитель и помощник механика-водителя. Силовое отделение находится в средней части корпуса. В нем размещен двигатель, а также механизмы и агрегаты силовой установки. Большую часть кормового отделения занимают топливные баки, водяной и масляный радиаторы.

В походном положении сверху на корпусе ведущей машины вверх днищем укреплена лодка. Если поставить рядом правый и левый полупаромы, то можно убедиться, что их лодки невзаимозаменяемые и отличаются симметричным расположением проезжих частей. При развертывании парома лодка правого полупарома поворачивается на шарнирах, раскрывается вправо, а лодка левого — влево.

Забежим немного вперед и представим, что паромная переправа уже организована и ГСП несет танк к противоположному берегу. И вдруг — снаряд! Ведь его осколки очень даже просто пробьют тонкий стальной лист, из которого сделана лодка. Что тогда — конец переправе?.. Конструкторы должны были предусмотреть такую ситуацию. И в конце концов нашли интересное техническое решение, которое сделало лодку непотопляемой. Внутренний объем лодки заполнен полистирольным пенопластом. Так что даже после пробоины лодка не пойдет на дно — ее будет «выталкивать» пенопласт.

Теперь об аппарелях. Это фермы, предназначенные для погрузки или разгрузки танков и самоходных установок. На каждом полупароме закреплены две аппарели, соединенные тросом. Это сделано для того, чтобы открывались они одновременно. Соединение их с лодкой — тоже шарнирное.

…Но вот полупаромы вышли своим ходом в указанный район, готовы к дальнейшим действиям. Как организовать переправу?

Необходимо прежде всего учесть условия местности на берегу, скорость течения реки и направление ветра. В зависимости от этого полупаромы могут входить в воду одновременно или один за другим, выше или непосредственно у выбранного пункта погрузки танков.

Все операции по стыковке полупаромов в паром и переправе танков и самоходных установок выполняются расчетом в составе шести человек. Этот расчет составляют экипажи полупаромов. При этом обязанности распределяются следующим образом: командир правого полупарома становится командиром парома, а левого — помощником командира парома; механики-водители выполняют свои прямые обязанности, на обоих помощников механиков-водителей возлагаются функции понтонеров.

Итак, все готово для наведения паромной переправы. Командир подает команду «На воду!». С этого момента начинается работа. Если определено, что полупаромы будут входить в воду один за другим, то первым начинает движение левый полупаром. После всплытия он разворачивается против течения и работой винтов удерживается на месте. Правый полупаром подходит к нему левым бортом для стыкования.

Раздается команда «Стыковка?». Расчет приводит в действие стыковочные устройства — полупаромы сближаются и стягиваются. Помощник командира парома контролирует выполнение операций; убедившись в их правильности, докладывает: «Готов!»

Тогда командир парома подает команду «Раскрываться!». Механики-водители включают в работу винты и гидронасосы и раскрывают лодки, переводят их из походного в рабочее положение.

Полупаромы состыкованы, лодки раскрыты. В результате образовалась единая техническая единица — паром. Развернувшись против течения, он подходит к месту погрузки.

Вот теперь самое время поговорить о его тактико-технических показателях. Длина парома— 12 м, ширина—12,63 м. Ширина проезжей части — 3540 мм. И обязательно должна приниматься во внимание осадка парома. Под нагрузкой она

составляет1540 мм, Максимальная скорость движения парома с грузом — 6—8 км/ч.

Командир парома руководит и погрузкой танка. Механик- водитель танка обязан точно выполнять все его сигналы. Танк пойдет по аппарелям и встанет на проезжую часть парома обязательно с каким-то отклонением от ее центра. Идеальной центровки добиться невозможно. Так вот, допустимое смещение на пароме 52-тонной нагрузки составляет 150 мм в любую сторону от центра проезжей части. Иначе появится крен, возможно и опрокидывание парома. Вот почему так жестки требования к совместной работе командира парома и механика-водителя танка.

Паромная переправа может функционировать и днем и ночью. В темное время суток участок переправы обозначается сигнальными фонарями. Подсвечиваются также аппарели. Механики-водители танков пользуются при погрузке приборами ночного видения.

В. КНЯЗЬКОВ, полковник-инженер

Случайное

Задачи с хитростью

Техническое стекло

Современный триплан

Реле без электроники

Погоду — по телефону

Ответы на задачи, напечатанные в № 5

Еще одна теория?

Кран «лебедь, рак да щука»

Уроки мастерства. Разметка

«По проекту архитектора…»

Новая головоломка Рубика

Инъекция для… Почвы

Поплавок для воронки

Автомобиль на «молнии»

Можно ли верить рекордам?

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru