Гусеничный самоходный паром

Дата публикации: 29-05-2014

Когда слышишь слово «паром», невольно представляешь себе мирную картину: деревянная баржа утюжит реку поперек туда-сюда, перевозя автомашины, телеги, людей… Однако паром находит применение и в военном деле.

Напомним, любая водная преграда — серьезное препятствие для войск. Если на пути движения небольшая речка, то здесь и вопроса нет: будет разведан брод, по которому пойдут и техника и люди. А если река широкая и глубина большая — такое препятствие не объедешь. И мост не всегда можно навести. Вот тогда-то и может быть организована паромная переправа. А в качестве переправочного средства используется ГСП — гусеничный самоходный паром. Прежде всего он используется для переправы тяжелой боевой техники — танков и самоходных артиллерийских установок. И это совершенно оправдано — паром может «взять» на себя 52 т груза.

Паром состоит из двух полупаромов — правого и левого. Каждый полупаром — это гусеничный транспортер, несущий на себе лодку. Он способен самостоятельно передвигаться как по суше, так и по воде.

На полупароме установлен двигатель в 240 л. с. Столь мощная силовая установка, совершенная ходовая часть позволяют полупарому массой 17 т двигаться по грунтовым дорогам со средней скоростью 16—18 км/ч, а по шоссе развивать и 40 км/ч. Для военной техники столь специфического назначения, да еще гусеничной, это вполне приемлемая скорость.

Кроме гусеничного движителя, у полупарома есть и винтовые движители. Их два, они обеспечивают движение на плаву. Конструкция их проста и надежна. В кормовой части корпуса полупарома расположены два тоннеля, в которых и размещены гребные винты. Отбрасывая «порции» воды назад, они создают тяговое усилие, направленное в сторону движения полупарома. Скорость движения на плаву более 10 км/ч.

Уверенно движется машина и по пересеченной местности, бездорожью, одолевая крутые подъемы, спуски и косогоры. Может она преодолеть и ров шириной до 2,5 м, и вертикальную стенку высотой 0,65 м.

Конструктивно корпус ведущей машины полупарома делится на три отделения: управления, силовое и кормовое.

Отделение управления находится в носовой части корпуса. В нем размещены сиденья экипажа, приводы управления, аккумуляторные батареи, радиостанция, приборы контроля и управления… Экипаж 3 человека: командир полупарома, механик-водитель и помощник механика-водителя. Силовое отделение находится в средней части корпуса. В нем размещен двигатель, а также механизмы и агрегаты силовой установки. Большую часть кормового отделения занимают топливные баки, водяной и масляный радиаторы.

В походном положении сверху на корпусе ведущей машины вверх днищем укреплена лодка. Если поставить рядом правый и левый полупаромы, то можно убедиться, что их лодки невзаимозаменяемые и отличаются симметричным расположением проезжих частей. При развертывании парома лодка правого полупарома поворачивается на шарнирах, раскрывается вправо, а лодка левого — влево.

Забежим немного вперед и представим, что паромная переправа уже организована и ГСП несет танк к противоположному берегу. И вдруг — снаряд! Ведь его осколки очень даже просто пробьют тонкий стальной лист, из которого сделана лодка. Что тогда — конец переправе?.. Конструкторы должны были предусмотреть такую ситуацию. И в конце концов нашли интересное техническое решение, которое сделало лодку непотопляемой. Внутренний объем лодки заполнен полистирольным пенопластом. Так что даже после пробоины лодка не пойдет на дно — ее будет «выталкивать» пенопласт.

Теперь об аппарелях. Это фермы, предназначенные для погрузки или разгрузки танков и самоходных установок. На каждом полупароме закреплены две аппарели, соединенные тросом. Это сделано для того, чтобы открывались они одновременно. Соединение их с лодкой — тоже шарнирное.

…Но вот полупаромы вышли своим ходом в указанный район, готовы к дальнейшим действиям. Как организовать переправу?

Необходимо прежде всего учесть условия местности на берегу, скорость течения реки и направление ветра. В зависимости от этого полупаромы могут входить в воду одновременно или один за другим, выше или непосредственно у выбранного пункта погрузки танков.

Все операции по стыковке полупаромов в паром и переправе танков и самоходных установок выполняются расчетом в составе шести человек. Этот расчет составляют экипажи полупаромов. При этом обязанности распределяются следующим образом: командир правого полупарома становится командиром парома, а левого — помощником командира парома; механики-водители выполняют свои прямые обязанности, на обоих помощников механиков-водителей возлагаются функции понтонеров.

Итак, все готово для наведения паромной переправы. Командир подает команду «На воду!». С этого момента начинается работа. Если определено, что полупаромы будут входить в воду один за другим, то первым начинает движение левый полупаром. После всплытия он разворачивается против течения и работой винтов удерживается на месте. Правый полупаром подходит к нему левым бортом для стыкования.

Раздается команда «Стыковка?». Расчет приводит в действие стыковочные устройства — полупаромы сближаются и стягиваются. Помощник командира парома контролирует выполнение операций; убедившись в их правильности, докладывает: «Готов!»

Тогда командир парома подает команду «Раскрываться!». Механики-водители включают в работу винты и гидронасосы и раскрывают лодки, переводят их из походного в рабочее положение.

Полупаромы состыкованы, лодки раскрыты. В результате образовалась единая техническая единица — паром. Развернувшись против течения, он подходит к месту погрузки.

Вот теперь самое время поговорить о его тактико-технических показателях. Длина парома— 12 м, ширина—12,63 м. Ширина проезжей части — 3540 мм. И обязательно должна приниматься во внимание осадка парома. Под нагрузкой она

составляет1540 мм, Максимальная скорость движения парома с грузом — 6—8 км/ч.

Командир парома руководит и погрузкой танка. Механик- водитель танка обязан точно выполнять все его сигналы. Танк пойдет по аппарелям и встанет на проезжую часть парома обязательно с каким-то отклонением от ее центра. Идеальной центровки добиться невозможно. Так вот, допустимое смещение на пароме 52-тонной нагрузки составляет 150 мм в любую сторону от центра проезжей части. Иначе появится крен, возможно и опрокидывание парома. Вот почему так жестки требования к совместной работе командира парома и механика-водителя танка.

Паромная переправа может функционировать и днем и ночью. В темное время суток участок переправы обозначается сигнальными фонарями. Подсвечиваются также аппарели. Механики-водители танков пользуются при погрузке приборами ночного видения.

В. КНЯЗЬКОВ, полковник-инженер

Случайное

Термометр с памятью

Если вспенить расплавленное стекло

Реле без электроники

Беседы с теми, кто выбирает профессию

Ателье „ЮТ»

Искусственный нос

Рационализация. Настольный зонтик

Как выбирать работу

Микроскоп на четыре глаза

Возвращаясь к напечатанному снова о якоре-винте

Серьги для… Коров

Летающая платформа

Игрушки изучают инженеры

Чтобы хлопок не пропал

Факты известны, но…

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru