Космический айсберг или гость из антимира!

Дата публикации: 09-07-2014

Классическое представление о природе комет таково: примерно четыре миллиарда лет назад на холодных окраинах газопылевого облака, из которого, как считают ученые, сформировалась солнечная система, зародились и эти космические странницы — сто миллиардов своеобразных снежных айсбергов размером от одного до десяти километров из замерзшей воды, метана, углекислого газа и частиц пыли. Сейчас они сгруппированы за орбитой Плутона.

Время от времени гравитационные поля планет-гигантов заставляют кометы срываться с орбит и отправляться навстречу Солнцу. По мере приближения к нему снежная поверхность кометы начинает испаряться. Освободившийся газ несет с собой и пыль. Постепенно вокруг ядра кометы образуется к о м а — облако из пыли и газа с диаметром в сотни тысяч километров, ярко светящееся в лучах Солнца (это свечение, кстати, и не дает рассмотреть ядро кометы), а позади кометы вырастает хвост длиной в сотни миллионов километров!

В 60-х годах нашего века академик Б. П. Константинов высказал предположение, что кометы — осколки… антимиров, случайно залетевшие в окрестность Солнца. Несмотря на всю фантастичность, эта гипотеза безупречно объясняет поведение комет.

Представьте себе астероид из антивещества, блуждающий в межзвездном пространстве. По мере сближения с Солнцем он встречает все более плотный поток протонов. Нарастает реакция аннигиляции — взаимодействия вещества и антивещества. Эта реакция ширится, захватывает все больший объем. У кометы появляется свечение, яркий длинный хвост. Микровзрывы создают реактивную силу, тормозящую комету. Часть ее энергии гасится, и в результате сила тяготения Солнца заставляет комету стать его спутником.

Есть и другие гипотезы. Какая из них верна, возможно, покажут приборы космических разведчиков, которым предстоит встреча с кометой Галлея.

Итак, чего же ждут ученые от космического зондирования!

О задачах проекта «Вега» мы попросили рассказать руководителя его подготовки, директора Института космических исследований академика Р. 3. Сагдеева.

И проект, и сам космический аппарат названы одинаково — «Вега». Название это не случайно, оно образовано от сложения первых двух букв слов Венера и Галлей.

Опыт космических полетов сегодня у нас достаточно велик, и баллистические расчеты траектории полета корабля мы можем выполнить с очень высокой точностью, но все же космические исследования кометы — дело весьма и весьма не простое. Достаточно сказать, что, если комета пройдет неподалеку от какого-нибудь астероида, ее траектория может сильно измениться. Как бы точно ни был проложен курс «Веги», зонд может несколько промахнуться.

Мы решили извлечь из этого запуска максимальную пользу. Поэтому, стартовав с Земли в декабре 1984 года, зонд сначала отправится к Венере. В июне 1985 года он сбросит на планету спускаемый аппарат, который передаст на Землю сведения об облачном покрове Венеры, химическом составе ее атмосферы. Сам же блок совершит точно рассчитанный маневр в поле тяготения Венеры, перейдет на новую траекторию и

устремится навстречу комете.

В марте 1986 года, примерно через 440 дней после старта, зонд с более чем тридцатью приборами на борту пройдет на расстоянии около десяти тысяч километров от ядра кометы. Относительная скорость его сближения с кометой составит 78 км/с — почти 280 ООО тысяч км/ч. На такой скорости управлять приборами зонда с Земли не удастся. Это придется доверить автоматике.

Космический аппарат будет нести телевизионную систему, состоящую из двух телекамер и микроЭВМ. С расстояния 10 тыс. км эта система позволит рассмотреть на поверхности ядра детали размером в 180— 200 м! Кроме видеозаписи, на телекамеры возложена еще одна важная задача — управление поворотной платформой, чтобы установленные на ней приборы не потеряли ядро кометы из поля зрения. От этих приборов мы и ожидаем главных научных трофеев.

Как вы знаете, на космических кораблях, на орбитальных станциях существует специальная противометеоритная защита. Но там метеориты — редкие гости. Здесь же аппарат полетит буквально в пекло. Даже мелкие пылинки (не говоря уж о крошечных метеоритах) на скорости 80 км/с, ударяясь об • обшивку зонда, будут нагревать ее до температуры в 500 тыс. градусов, создавая давление до 100 млн. атм! Это по- ‘ требует специальной защиты.

Чтобы уберечь зонд от миллионов этих микроскопических снарядов, каждый из которых способен пробить обшивку и вывести из строя приборы, на

нем будет установлен специальный защитный экран, напоминающий слоеный пирог: фольга из алюминиевого сплава в нем будет чередоваться с синтетическим материалом.

«ВЕГА» И ДРУГИЕ

Говорит профессор Рене Пепла из Национального центра космических исследований (Франция), участник подготовки проекта «Вега».

Советский проект «Вега» предусматривает решение максимального количества научных задач, но приближение кометы Галлея не оставляет равнодушными ученых и других стран.

После того как вслед за зондом «Вега» стартует его дублер «Вега-2», 10 июля 1985 года будет запущен зонд «Джотто», сконструированный учеными Европейского космического агентства. Приборная оснащенность «Джотто» — ее считают по весу измерительной аппаратуры — вдвое меньше, чем у «Веги», зато этот аппарат пролетит мимо ядра кометы на расстоянии всего лишь 1000 км.

Это повышает риск, которому подвергнется зонд, но, по-ви- димому, позволит глубже проникнуть в процессы, происходящие вблизи ядра.

Японский зонд «Планета А», который также отправится к комете, рассчитан на полезную нагрузку 10—15 кг (в 10 раз меньше, чем «Вега»). Судя по его расчетной траектории — он приблизится к комете на расстояние 100 тыс. км,— «Планета А» будет изучать кому.

Соединенные Штаты Америки не смогут запустить в космос свой космический аппарат — принятый вашингтонской администрацией курс на милитаризацию лишил Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства необходимых для этого средств. Американские ученые собираются поставить некоторые свои приборы на европейский аппарат, а летом 1985 года, возможно, выведут на орбиту космический телескоп, чтобы наблюдать приближение кометы к Солнцу.

Хочу отметить, что информация советских зондов окажется полезной не только с научной точки зрения. В зависимости от ситуации, которую застанет «Вега» в космосе — а она первой встретится с кометой,— разработчики проектов «Джотто» и «Планета А» смогут скорректировать траектории полета своих зондов.

И это важно для всех: чем точнее будет реализован замысел ученых разных стран, тем больше научной информации поступит на Землю. А сопоставив ее, удастся больше узнать о строении и свойствах комет.

Случайное

Сухопутные хищники — киты

Если вспенить расплавленное стекло

Истребитель И-1

Игрушки изучают инженеры

Наша консультация

Комментарии специалиста

Затонул, раздавленный льдами

Термометр с памятью

Море живет в модели

Взрыв находит минералы

Спички из газет

Оружие ближнего боя

М. Кузнецов — ЭВМ за световым барьером

Сохраняйте дистанцию!

Гольф-крокет

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru