Флот строит газопровод

Дата публикации: 12-09-2014

Все новые и новые магистрали газопроводов и нефтепроводов идут по стране. Строители преодолевают тундру, болота и топи, а кроме того, водные преграды… О переправе и пойдет речь.

Обычная механика переправы такова. На берегу трубы сваривают в длинные плети и перетаскивают на противоположный берег. Так можно проложить трубопровод через реку. Ну а если на пути трубопровода крупное водохранилище?

Вот несколько цифр, показывающих сложность задачи, вставшей перед строителями газопровода, на трассе которого лежало Куйбышевское море: его глубина достигает 40 метров, а ширина — 5,5 километра. Тащить трубы обычным способом? Для этого, как вы знаете, нужно сварить плеть, чтобы ее длины хватило от берега до берега. При протяжке из-за трения о дно в этой тяжеленной плети возникнут огромные напряжения,— могут появиться и микротрещины, которые снизят надежность трубопровода.

Вести трассу в обход? Для этого пришлось бы дополнительно проложить сто километров труб!

И Куйбышевское море решили форсировать с помощью строительного флота.

Флагман флота — трубоукладочное судно «Сулейман Везиров». Это единственное в стране судно способно прокладывать трубы нефтеи газопроводов через водные преграды. И судно, конечно, уникальное. Это и корабль и завод, на борту которого готовят трубы к сварке, сваривают и тщательно контролируют качество шва.

Прежде чем сваренные и изолированные трубы спустить в воду с рольгангов — направляющих, установленных на корме судна, предстояло подготовить дно моря.

Обычно это делают так: водолазы с гидромониторами опускаются под воду и мощными струями воды промывают в грунте канавы, одновременно сглаживая неровности. Но на Куйбышевском море такой способ не подходил — работать на глубине 40 метров тяжело. И для подготовки дна решили использовать земснаряд. А для того, чтобы его черпаки, поднимающие грунт, доставали до дна в любом месте водохранилища, черпаковую раму удлинили. В траншеи, прорытые земснарядом, «Сулейман Везиров» начал укладывать трубы.

Укладка — процесс непростой. Сначала, закрепив судно на грунте с помощью четырех якорей, нитку газопровода удлиняют, приваривая очередную трубу. Затем, чтобы уложить готовую плеть на дно, судну дают малый ход вперед, одновременно стравливая цепи кормовых якорей. После того как нужное расстояние пройдено, судно ставят на носовые якоря, а кормовые осторожно подтягивают. Снова судно, словно на растяжках, придающих ему устойчивость, закреплено на якорях. И так цикл за циклом, до тех пор, пока трубоукладчик не приблизится к берегу.

Вплотную к берегу трубоукладчик подойти не может — мешает мелководье. Поэтому последнюю плеть, забитую с двух сторон заглушками, чтобы внутрь не попала вода, опускают за борт. Один конец трубы мощные тягачи вытаскивают на берег, а второй поднимают на понтоны судна и приваривают к предыдущей плети, над водой.

Дальнейшую работу ведет грунтоукладчик. Это небольшое судно размеренно курсирует между берегом и фарватером газопровода, присыпает песком уложенные нитки труб.

Земснаряд прокладывает шеи для труб.

Перед укладкой труб стык тщательно изолируют на стенде «Сулеймана Везирова».

Переправа идет к концу. Последняя плеть приближается к берегу.

Казалось бы, работа несложная, но здесь строителям пришлось проявить немало смекалки. Уложить песок в нужное место не просто: большую его часть сносит течением. Можно, конечно, учесть возможные потери и высыпать больше песка, но строители думали не только об экономии.

Даже сотня кубометров песка, разнесенного по водоему течением, оставляет в воде долго не оседающую муть. А ведь море не только преграда на пути газопровода. Это среда, в которой живут растения, рыбы… Чем больше песка попадет точно на линию трассы, тем меньше вреда принесет им строительство.

И ради этой цели строители не пожалели времени: подводную часть судна-грунтоукладчика нарастили по бортам на пять метров. В, этом, конечно, был расчет. Как установили, течения в море проходят на глубинах до 3—4 метров. Глубже их уже почти нет. Поэтому в спокойной воде песок стал оседать на дно точно в нужном месте, а не разноситься по водоему.

Строительный флот помог завершить строительство газопровода намного быстрее, с меньшими затратами.

П. РЕДЬКИН

Случайное

Владимир Михановский. Аполлон. Глава первая. В гавани

Молекула-гантель

Обложка

Тренажер «полет»

Письма

Они были первыми. Тб-1

Дальность — 1 км!

Если вспенить расплавленное стекло

Микроскоп на четыре глаза

С пропеллером и на коньках

Комбинированная запись

«Сверчок-2»— универсальный станок

Скачать «Юный техник», 1984, №01

Фотоэлектронный тир «Импульс »

Лемех в полиэтилене

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru