Навстречу волнам

Дата публикации: 18-12-2014

В прошлом году в «ЮТ» № 6 мы рассказали о небольшой роторной электростанции. А недавно редакция получила письмо от семиклассника из Омска Славы Тихонова, в котором он пишет, что публикация «Юного техника» помогла ему и его другу Коле Шибанову построить… несколько судомоделей. Оказалось, что омские школьники использовали для своих моделей ветровой движитель мини-электростанции. Вот ведь как необычны пути изобретательской мысли!

Предлагаем вам познакомиться с одной из работ омских школьников.

Модель яхты-катамарана показана на рисунке 1. В ней использован оригинальный привод — роторная вертушка. Как видите, у катамарана довольно высокие клиновидные корпуса. Подобная конструкция позволяет избавиться от килей и увеличить скорость модели.

Свою яхту ребята сделали из жести от консервных банок. Этот материал легко режется ножницами, отлично паяется, краска на него ложится ровно, так что и шпаклевать модель не надо. Советуем и вам воспользоваться этим материалом.

Сначала перенесите на миллиметровую бумагу контуры разверток (они показаны на рис. 2), вырежьте их. По бумажным шаблонам раскроите жесть, потом согните детали на треугольном напильнике — на его гранях это легко сделать.

Подогнав друг к другу детали корпуса, спаяйте их. Пайку нужно обязательно выполнять с паяльной кислотой — припой лучше затекает в швы, и сборка получается надежнее. Еще один совет: спаивая детали, сделайте небольшие припуски на стыках палубы с бортами, а потом спилите их напильником. На транцах закрепите рули поворота.

Поперечину-балку выкроите из листа жести размером 80 X 230 мм. Согните заготовку по длине, спаяйте заднюю кромку и, проверив, входит ли получившаяся деталь в прорези корпусов, запаяйте законцовки балки (рис. 3). Прежде чем пропаивать стыки поперечины с корпусами, в палуба* корпусов проколите шилом небольшие отверстия, чтобы воздух, нагретый при пайке, выходил через них. Если этого не сделать, швы получаются негерметичными, а корпуса неровными. Кстати, об отверстиях для нагретого воздуха, как пишут ребята, они впервые узнали из журнала «Юный техник».

Итак, модель собрана, остается сделать привод и движитель. Вертушку-ротор спаяйте из жести (диаметр торцевых дисков 100 мм, размеры лопастей 100X180 мм). Готовый ротор насадите на стальную вязальную спицу диаметром 2,5 мм (подойдет и велосипедная спица) и спаяйте детали.

К поперечной балке прикрепите П-образный кронштейн, просверлите отверстие для оси паруса-ротора. Чтобы ротор легко вращался, на кронштейн и под балку подпаяйте латунные шайбы-подшипники, в на ось под ротор наденьте кусок хлорвиниловой трубки длиной 20 мм.

Прежде чем заняться гребным валом и винтом (его диаметр 30 мм), проверьте, как держится модель на воде. Потом сделайте из спицы гребной вал, из медной трубки подходящего диаметра — подшипник, из жести — кронштейн вала. Затем подберите пружинку — она соединит ротор с гребным валом (рис. 3). Лопасти гребного винта закрепите пайкой в прорезях ступицы, тоже сделанной из медной трубки. Запаяв винт на валу, загните лопасти так, чтобы концы их образовали с плоскостью вращения угол 30°. Потом кронштейн припаяйте к балке, вал немного наклоните вниз, чтобы гребной винт не выходил из воды.

Еще раз проверьте яхту на плаву. Высохшую модель покрасьте эмалью. Чтобы краска не затекла в узлы, все движущиеся детали снимите с модели. Подшипники смажьте жидким машинным маслом и соберите яхту.

Испытывая свою модель, ребята заметили, что вертушка-ротор отлично работает только при сильном ветре. Для слабого же ветра нужен был другой привод. И они придумали новую вертушку (рис. 4). Сделали ее из жести и стальных спиц (внешний диаметр вертушки 300 мм, размеры конуса: диаметр 80 мм, высота 100 мм). А потом Коля Шибанов предложил еще один вариант привода — он показан на рисунке 5.

У этого привода к концам крестовины припаяны жестяные паруса, а внутрь вложены и закреплены липкой лентой прямоугольные пластины тонкого пластика. Если ветер дует сзади, пластина опускается под собственным весом и закрывает полость (рис. 6А). Набегающий же спереди, поток воздуха приподнимает пластину и свободно проходит через парус (рис, 6Б). Подобная конструкция, как выяснили ребята, позволяет получить наибольшую разницу в сопротивлениях наветренной и подветренной лопастей, значит, сила, вращающая их (и соответственно гребной винт), будет наибольшей. Правда, такой ротор хорош только при слабом ветре, при сильном вертушка вращается слишком быстро и пластины не успевают срабатывать.

А еще ребята поставили на модель автоштурман, почти такой же, как на настоящих яхтах. Смонтировали его на носу одного из корпусов (рис. 7). Устроен автоштурман очень просто.

Медная трубка-подшипник проходит через корпус, в ней свободно вращается ось. Внизу на оси закреплен маленький руль, причем передняя часть его по площади в три раза меньше задней. Это нужно для того, чтобы руль мог свободно перекладываться. К флюгеру приделан рычаг с противовесом. Чтобы все устройство срабатывало от малейшего дуновения ветра, под опорную шайбу оси подложена бусина. Если все сделано правильно, флюгер всегда стоит по ветру, удерживая модель на заданном курсе.

Вот; пожалуй, и все о модели, которую Слава Тихонов и Коля Шибанов сделали по публикациям «Юного техника».

В. ШУМЕЕВ

Рисунки М. СИМАКОВА и автора

Случайное

Догони снежную королеву!

Письма

Лазер над тайгой

С горки, как в детстве!

Часы из пластмассы

По ту сторону фокуса

Приставка для приставки — «Нота-303».

Коньки на все времена года

Электрофонная точность

В гостях у «Икринки»

Вариатор и пневматика

Современный триплан

И вяжет, и ткет…

Дальность — 1 км!

Наша консультация

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru