Навстречу волнам

Дата публикации: 18-12-2014

В прошлом году в «ЮТ» № 6 мы рассказали о небольшой роторной электростанции. А недавно редакция получила письмо от семиклассника из Омска Славы Тихонова, в котором он пишет, что публикация «Юного техника» помогла ему и его другу Коле Шибанову построить… несколько судомоделей. Оказалось, что омские школьники использовали для своих моделей ветровой движитель мини-электростанции. Вот ведь как необычны пути изобретательской мысли!

Предлагаем вам познакомиться с одной из работ омских школьников.

Модель яхты-катамарана показана на рисунке 1. В ней использован оригинальный привод — роторная вертушка. Как видите, у катамарана довольно высокие клиновидные корпуса. Подобная конструкция позволяет избавиться от килей и увеличить скорость модели.

Свою яхту ребята сделали из жести от консервных банок. Этот материал легко режется ножницами, отлично паяется, краска на него ложится ровно, так что и шпаклевать модель не надо. Советуем и вам воспользоваться этим материалом.

Сначала перенесите на миллиметровую бумагу контуры разверток (они показаны на рис. 2), вырежьте их. По бумажным шаблонам раскроите жесть, потом согните детали на треугольном напильнике — на его гранях это легко сделать.

Подогнав друг к другу детали корпуса, спаяйте их. Пайку нужно обязательно выполнять с паяльной кислотой — припой лучше затекает в швы, и сборка получается надежнее. Еще один совет: спаивая детали, сделайте небольшие припуски на стыках палубы с бортами, а потом спилите их напильником. На транцах закрепите рули поворота.

Поперечину-балку выкроите из листа жести размером 80 X 230 мм. Согните заготовку по длине, спаяйте заднюю кромку и, проверив, входит ли получившаяся деталь в прорези корпусов, запаяйте законцовки балки (рис. 3). Прежде чем пропаивать стыки поперечины с корпусами, в палуба* корпусов проколите шилом небольшие отверстия, чтобы воздух, нагретый при пайке, выходил через них. Если этого не сделать, швы получаются негерметичными, а корпуса неровными. Кстати, об отверстиях для нагретого воздуха, как пишут ребята, они впервые узнали из журнала «Юный техник».

Итак, модель собрана, остается сделать привод и движитель. Вертушку-ротор спаяйте из жести (диаметр торцевых дисков 100 мм, размеры лопастей 100X180 мм). Готовый ротор насадите на стальную вязальную спицу диаметром 2,5 мм (подойдет и велосипедная спица) и спаяйте детали.

К поперечной балке прикрепите П-образный кронштейн, просверлите отверстие для оси паруса-ротора. Чтобы ротор легко вращался, на кронштейн и под балку подпаяйте латунные шайбы-подшипники, в на ось под ротор наденьте кусок хлорвиниловой трубки длиной 20 мм.

Прежде чем заняться гребным валом и винтом (его диаметр 30 мм), проверьте, как держится модель на воде. Потом сделайте из спицы гребной вал, из медной трубки подходящего диаметра — подшипник, из жести — кронштейн вала. Затем подберите пружинку — она соединит ротор с гребным валом (рис. 3). Лопасти гребного винта закрепите пайкой в прорезях ступицы, тоже сделанной из медной трубки. Запаяв винт на валу, загните лопасти так, чтобы концы их образовали с плоскостью вращения угол 30°. Потом кронштейн припаяйте к балке, вал немного наклоните вниз, чтобы гребной винт не выходил из воды.

Еще раз проверьте яхту на плаву. Высохшую модель покрасьте эмалью. Чтобы краска не затекла в узлы, все движущиеся детали снимите с модели. Подшипники смажьте жидким машинным маслом и соберите яхту.

Испытывая свою модель, ребята заметили, что вертушка-ротор отлично работает только при сильном ветре. Для слабого же ветра нужен был другой привод. И они придумали новую вертушку (рис. 4). Сделали ее из жести и стальных спиц (внешний диаметр вертушки 300 мм, размеры конуса: диаметр 80 мм, высота 100 мм). А потом Коля Шибанов предложил еще один вариант привода — он показан на рисунке 5.

У этого привода к концам крестовины припаяны жестяные паруса, а внутрь вложены и закреплены липкой лентой прямоугольные пластины тонкого пластика. Если ветер дует сзади, пластина опускается под собственным весом и закрывает полость (рис. 6А). Набегающий же спереди, поток воздуха приподнимает пластину и свободно проходит через парус (рис, 6Б). Подобная конструкция, как выяснили ребята, позволяет получить наибольшую разницу в сопротивлениях наветренной и подветренной лопастей, значит, сила, вращающая их (и соответственно гребной винт), будет наибольшей. Правда, такой ротор хорош только при слабом ветре, при сильном вертушка вращается слишком быстро и пластины не успевают срабатывать.

А еще ребята поставили на модель автоштурман, почти такой же, как на настоящих яхтах. Смонтировали его на носу одного из корпусов (рис. 7). Устроен автоштурман очень просто.

Медная трубка-подшипник проходит через корпус, в ней свободно вращается ось. Внизу на оси закреплен маленький руль, причем передняя часть его по площади в три раза меньше задней. Это нужно для того, чтобы руль мог свободно перекладываться. К флюгеру приделан рычаг с противовесом. Чтобы все устройство срабатывало от малейшего дуновения ветра, под опорную шайбу оси подложена бусина. Если все сделано правильно, флюгер всегда стоит по ветру, удерживая модель на заданном курсе.

Вот; пожалуй, и все о модели, которую Слава Тихонов и Коля Шибанов сделали по публикациям «Юного техника».

В. ШУМЕЕВ

Рисунки М. СИМАКОВА и автора

Случайное

Радио в кубиках

Все ли хорошо, что вкусно?

И вяжет, и ткет…

Погоду — по телефону

Автомобиль на «молнии»

В. Ильин — чувство цели

Электронная ударная установка

Зубы чистит… Свет!

Нарезаем резьбу. Уроки мастерства

Станок, который нужен всем…

Поправляя Эдисона

Складной циркуль

Лазер над тайгой

Информационное сообщение

Физик придумал станок

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru