М. Салоп — чудеса из портфеля

Дата публикации: 21-07-2015

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ.

«МЫ НЕ ВОЛШЕБНИКИ…»

В промышленном городе Новомосковске, что в Тульской области, я зашел в клуб под названием «Олимп» и разговорился с ребятами, членами радиотехнического кружка. Кружок, надо сказать, вполне современный. Об этом можно было судить и по количеству и качеству приборов, которыми располагали кружковцы, и по идеальному порядку, царившему на рабочих столах и стеллажах, да и по тому, как серьезно, по-взрослому вели себя сами ребята. Спокойно ожидая прихода руководителя, одни просматривали и обсуждали свежий номер журнала «Радио», другие уже включили паяльники и принялись за работу. Комната наполнилась приятным рабочим запахом расплавленной канифоли.

Пришел еще один паренек, потом еще двое… Работа в кружке закипела вовсю — и тут я поинтересовался: когда же придет руководитель?..

Все присутствующие почему- то лукаво заулыбались. А потом встали со своих мест двое (те самые, что пришли последними). Они извинились за то, что не представились сразу, потому что именно они — девятиклассники Сережа Суханов и Игорь Зубатых — и есть руководители кружка…

Честно признаюсь, вначале я не принял их слова всерьез. Решил: здесь что-то вроде игры. Наверное, подумал я, настоящий взрослый руководитель куда-то ненадолго отлучился и, чтобы в его отсутствие мальчишки не натворили ничего лишнего, назначил над ними «руководителей»…

Но время шло, я присматривался к юным радиотехникам (и к «руководителям», и к их подопечным) и убеждался в том, что Игорь с Сережей и вправду отличаются от остальных. Нет, не ростом и не возрастом — скорее какой-то неторопливой, несуетливой манерой держаться. Да и знания у них явно были самые настоящие, не шуточные и не игрушечные: товарищи то и дело обращались к ним с вопросами и получали каждый раз вполне квалифицированный, исчерпывающий совет. Словом, руководители в этом кружке оказались самые что ни на есть настоящие!

У Сережи и Игоря были одинаковые красивые черные блестящие портфели. Казалось бы, какая в том важность?.. Но поверьте: если бы я собирался написать не очерк, а сказку, я бы обязательно сказал, что это были не простые портфели, а волшебные. Судите сами: чего ни пожелаешь, чего ни спросишь — оттуда это вмиг появляется. Нужен тебе, например, омметр — пожалуйста! Скажем, не нашлось в твоем наборе нужного диода или конденсатора — вот он! Позабыл ты формулу расчета тока при параллельно включенных проводниках или закон Кирхгофа для участка цепи — и на этот случай в портфеле найдется необходимое пособие.

Вспомним: у Деда Мороза вся «морозильная» сила заключалась в посохе, у старика Хоттабыча все колдовство было запрятано в волосках бороды, у Кащея Бессмертного и вовсе вся жизнь висела на острие тонюсенькой иголки… Но сказки сказками — я-то имел дело с былью! Не мог же я, в самом деле, вообразить, что у юных руководителей радиокружка вся «сила» в каких-то заколдованных портфелях. Чувствовалось, что тут скрывается что-то посложнее и поинтереснее. И вскоре я в этом убедился.

—           Мы не волшебники, мы еще только учимся,— сказал Сережа Суханов.— А волшебника зовут Виктором Матвеевичем. Хотите, познакомим?..

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. «У МЕНЯ РАБОТА ЛЕГКАЯ…»

Оказалось, что руководители кружка в клубе «Олимп» сами, в свою очередь, занимаются в кружке — в городском. Дворце пионеров. На занятии у Виктора Матвеевича Марачева я увидел сразу десяток знакомых черных портфелей.

—           Ваш кружок готовит… руководителей кружков? — спросил я.

—           Ну, это, пожалуй, сильно сказано! — улыбнулся Марачев.— Кружок у нас самый обыкновенный, и учатся мои ребята тому же, что и везде. Вначале — основы радиоэлектроники. Нельзя ведь браться за сложные схемы, не зная, что такое конденсатор и как работает транзистор. Потом надо научиться паять. В завершение вводного курса обязательно нужно собрать своими руками какую-нибудь несложную схему и добиться, чтобы она заработала.

—           Ну например,— поинтересовался я.— С чего начинали Сережа Суханов и Игорь Зубатых?

—           С собачки… Игрушечной, конечно. Кладешь перед ней на блюдце косточку — и она начинает тявкать, виляет хвостиком, и глазки загораются. Кстати, не такая уж это простая конструкция. Попотеешь, пока затявкает!..

А вот передо мной более сложное произведение учеников Марачева: фотоэлектронный тир «Импульс». Целюсь из пистолета в мишень (ею служит глазок фоторезистора), нажимаю на спуск. Мимо…

—           Следите за лампочками! — подсказывают из-за моей спины ребята.— Зажжется зеленая, тогда и стреляйте…

С пятой или шестой попытки наконец-то поражаю цель. Звучит веселый звонок, и над мишенью загорается победный огонек.

(Схему и описание фотоэлектронного тира «Импульс» мы предлагаем вашему вниманию в сегодняшнем выпуске «Заочной школы радиоэлектроники».)

Мне захотелось узнать, что же делают в кружке самые опытные из учащихся — те, кто занимается в нем уже по нескольку лет. И вот тут началось самое интересное.

Как выяснилось, в кружке радиоэлектроники Новомосковского Дворца пионеров очень мало приборов, сделанных «чужими» руками, да и те, как правило, усовершенствованы кружковцами. Не один год работает во Дворце пионерская студия телевидения. Недавно ребята разработали и собрали видео-телевизионную приставку для телекамеры — устройство «Видео».

С первого взгляда можно и не догадаться, кто на этом снимке инструктор. Но со второго — ясно: двое справа. Только что Боря Быков и Сережа Чернышев дали начинающим ребятам какое-то новое задание. Кто справится первым!..

Сейчас эта работа, оцененная специалистами на уровне изобретения, демонстрируется на ВДНХ СССР в Москве. Кстати, это далеко не первый и не единственный подобный успех новомосковских ребят: кружок имеет уже более сорока медалей ВДНХ. А недавно луноход, сделанный руками Сережи Суханова и Игоря Зубатых, удостоился медали на Всесоюзном конкурсе «Космос». Как видите, это уже не совсем игрушки…

Но до точки еще далеко. По заданию филиала Государственного института азотной промышленности кружковцы разработали стенд для проверки реле электронно-вычислительных машин, по заданию Новомосковского филиала Московского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева — датчик минутных импульсов на микросхемах. Немало технических задач решено по заказам шефов — местного завода «Полимерконтейнер».

Совсем не игрушки!

—           Да, неплохие у вас ученики,— только и смог заметить я.

—           Как вам сказать… — неожиданно замялся Марачев.— Я не могу считать всех этих ребят лишь своими учениками, разве что самых старших… Но вот, например, познакомьтесь с Борей Быковым. Сейчас он уже студент. Как видите, не забывает нас, приходит на занятия, помогает советом и делом… Так вот, многих из его младших товарищей подготовил, по сути дела, не я, а он. А они теперь передают свои знания другим.

—           Так что ребота у меня легкая,— рассмеялся Виктор Матвеевич.— За меня сами ребята друг друга учат!..

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. «НАУЧИ ТОВАРИЩА»

Это один из девизов Новомосковского Дворца пионеров. Полностью он звучит так: «Научился сам — научи своего товарища!» Каждый кружковец знает: если он будет заниматься старательно, овладеет мастерством в своем деле, а главное— научится щедро делиться этим мастерством с товарищами по кружку — быть ему пионером-инструктором. Сдав Виктору Матвеевичу экзамен, член его кружка получает право смастерить себе форменный инструкторский черный «дипломат». Почему именно такой знак отличия, а не значок или шеврон?..

Радиотехнику, сами знаете, без портфеля никак нельзя. Ящиком стола не обойдешься. Не всегда ведь работаешь в кружке. Бывает, что-то нужно сделать в своей школе, помочь товарищу, починить что-нибудь дома… Куда сложишь паяльник, канифоль, миллиамперметр, недопаянную плату, детали?.. Вот и расхаживают по городу десятки ребят со старыми, истрепанными портфельчиками, вспухшими от непосильной радиотехнической ноши. Какой новый портфель не превратится мигом в старый от такого содержимого?

Однажды в кружке разгорелся спор: какой портфель, удобнее для радиопринадлежностей? Конечно, каждый бурно защищал достоинства своего собственного кожаного спутника, показывал, как удобно и компактно размещаются в нем приборы и инструменты. Кто-то вдруг заметил, что лучше всего был бы вообще-то чемоданчик- «дипломат». Только вот жаль, стоит он недешево, да и не больно прочен…

—           А зачем его покупать? — возразил другой «портфеленосец».— Нетрудно и самому сделать. Только фанера хорошая нужна. Да скрепить дюралевыми уголками. Да петли приладить, как у кухонных шкафчиков. Да замок, конечно. Потом отшкурить, лаком покрыть…

—           Ну-у! — протянул третий.— Да это ж прямо какой-то министерский портфель получится. Такими только инструкторов награждать!..

Спорщики и не заметили, как насторожился при этих словах Виктор Матвеевич, как пристально, словно о чем-то догадавшись, взглянул на говорившего…

В разных концах Новомосковского района можно сегодня встретить ребят с черными портфелями радиоинструкторов. (Чемоданчики эти самодельные, их никогда не спутаешь с покупными: те, конечно, роскошнее, зато эти и прочнее, и вместительнее.) Летом юные инструкторы руководят кружками в пионерских лагерях. Водят экскурсии по техническим выставкам. Обслуживают игральные автоматы, которые сами же и сделали. Словом, работают. Разумеется, не без контроля со стороны взрослых.

Я видел конспекты-отчеты, которые представляют на суд своих руководителей юные руководители кружков. Здесь детально расписан план каждого занятия: что нужно объяснить ученикам, что должны они уметь в результате? Наверное, вы знаете, что точно так же работают и учителя. Работа эта немалая и, как вы догадываетесь, доставляет не одно только удовольствие. Не так-то просто заставить всех своих кружковцев усвоить премудрости радиоэлектроники. И все же — какая это радость, если заработал первый приемник у малыша, которого ты сам научил держать в руках паяльник и отличать резистор от транзистора!

Вот какие чудеса. И портфель здесь, конечно, не главное. Просто с ним удобнее. А насколько важно при работе чувствовать себя удобно — это ведомо только настоящим профессионалам. Это «взрослое» слово я в полной мере отношу к делам ребят, о которых рассказываю.

— У нас кружок радиотехнический, поэтому мы сделали портфель инструктора-радио- техника,— сказал в заключение нашей беседы В. М. Марачев.— А ведь есть инструкторы и в кружках юных моделистов, и у юных механизаторов, и у юных фотографов… Везде есть ребята, знающие дело лучше других и способные сами обучать младших. Представляете, если у каждого инструктора будет такой портфель со всем необходимым для занятий!..

Пожалуй, он прав. Подумайте над этим, юные пионеры-инструкторы!

М. САЛОП

Рисунок А. НАБАТОВОЙ Фото В. МАРАЧЕВА

Случайное

Первый научно-популярный журнал в России

Можно обойтись без холодильника

«Супермыло»

Стол из ящика

Еще одна теория?

Навстречу волнам

С горки, как в детстве!

Чтобы быстро потушить

«По проекту архитектора…»

Присоска с двух сторон

Как зарядить аккумулятор

Электронная ударная установка

Приставка для приставки — «Нота-303».

Ферма-автомат

Тамрико изобретает

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru