Серьезное дело

Дата публикации: 01-06-2014

На выставке работ юных рационализаторов и конструкторов России, которую организовали в Ярославле, вокруг экспоната с табличкой «Зерносушилка» очень скоро образовалось кольцо ребят и взрослых.

Восьмиклассник Володя Ветров из сельского поселка Че- баково, что в Тутаевском районе Ярославской области, спокойно, со знанием дела управлялся с аппаратом и объяснял его устройство, принцип действия. И если ребята не сразу понимали некоторые словосочетания вроде «фонтанирование», «циркуляционный режим», «псевдоожиженный слой», то специалистов как раз привлекала эта техническая терминология, вернее, то, что в соответствии с терминами происходило внутри аппарата. Из Чебакова привезли необыкновенную зерносушилку.

В чем же техническая изюминка «чебаковского варианта», этого столь важного для сельского хозяйства аппарата! Как он задумывался! Кем и как создавался! Об этом я попросил рассказать Володю Ветрова, который представлял зерносушилку по поручению первичной организации ВОИР Чебаковской средней школы.

— Началась эта история, честно говоря, не так уж гладко. Первичная организация ВОИР создавалась у нас в школе два года назад. Узнал я об этом случайно. Встретил на улице знакомых ребят, а у них у всех на груди значки с буквами ВОИР. Спрашиваю: «Что же это означает?» Кто плечами пожимает, кто отшучивается. Никто не знает толком. Иди, говорят, запишись — такой же получишь… В общем, сразу было видно, что все это как-то несерьезно. Потом от других ребят слышал, что дело тогда так и не заладилось.

Вот такое было начало.

Зато примерно через полгода прошел в школе слух, будто приехал из Ленинграда какой- то инженер-конструктор, кораблестроитель, и будет он у нас руководить кружком технического творчества. Потом действительно объявили собрание для тех, кто хочет заниматься в кружке.

Ребят пришло много. Сели в классе, сидим ждем. Вошел пожилой, небольшого роста, сухощавый человек. Представился: «Василий Андреевич Боч- карев». Потом немного рассказал о себе. Все так и оказалось, как я раньше слышал: работал Василий Андреевич конструктором, строил корабли. Теперь вышел на пенсию и вернулся в родные места. А дирекция школы, узнав об этом, попросила его заняться первичной организацией ВОИР в нашей школе, руководить кружком технического творчества.

Необычная зерносушилка вызвала интерес у всех. Но особенно, конечно, у сельских ребят. И каждому хотелось попробовать ее в деле.

Только-только мы познакомились, Василий Андреевич сразу перешел к делу: предложил всем вместе подумать, чем заниматься в кружке. По правде сказать, это было для нас неожиданностью. Мы думали, что сразу начнем строить модели кораблей, раз сам руководитель — кораблестроитель. А он о судомоделизме ни слова. Ребята стали высказывать разные предложения. И конечно, мнения у многих разошлись: один стоял за моделирование, другой — за экспериментирование, третьему хотелось разрабатывать какой-нибудь фантастический проект… Тогда Василий Андреевич сказал, что пусть каждый подумает о тематике кружка, ведь он у нас, напомнил он, воировский, значит, изобретательский, рационализаторский. А через неделю мы снова соберемся и вместе сделаем выбор. И еще посоветовал не забывать, что живем мы в сельском поселке, учимся в сельской школе и хорошо бы учесть это в своих предложениях.

Через неделю мы собрались еще раз. Снова много спорили. Тогда Василий Андреевич достал из портфеля газету, развернул ее, попросил нас несколько минут послушать и стал читать. В газетной статье рассказывалось о зерносушилках — о том, что от их работы во многом зависит сохранность урожая, что надо повышать эффективность зерносушилок, что ученые открыли новые возможности, которые можно воплотить в конструкциях аппаратов.

Василий Андреевич подробно и доходчиво объяснил, о чем идет речь, и, нарисовав на классной доске несложные схемы, растолковал, в чем суть самой заманчивой идеи в зерносушении.

Обычно зерно сушат, продувая слой снизу теплым воздухом. Все вроде бы просто: воздух проходит в промежутках между зернами, а нагретое зерно скорее испаряет влагу. Это так называемый способ активного вентилирования. Но вот, оказывается, что может произойти, если в строго определенной мере увеличить создаваемый вентилятором напор воздуха. Усиленный напор немножко приподнимет каждое зернышко, заставит их как бы парить в восходящем потоке. Уровень зерна в емкости заметно поднимется, его как бы станет больше. Примерно то же самое произошло бы, если бы зерна находились в воде. Поэтому специалисты назвали такое состояние псевдоожиженным: каждое зернышко полнее омывается теплым воздухом, словно купается в нем. Это резко улучшает процесс передачи тепла от воздуха к зерну, а значит, и сушка идет намного скорее. Но… сушилок таких пока нет.

В сушилку зерно засыпают через загрузочную воронку. Сквозь отверстия оно попадает на дно приемной камеры, выполненное в виде сетки. Потоком воздуха зерно поднимается с сетчатого дна и проходит во взвешенном состоянии последовательно стадии пневмотранспорта, фонтанирующего и псевдоожиженного состояний, оказываясь под ограждающим колпаком. Регулируя величину разгрузочного отверстия, устанавливают нужный режим сушки. Обработанное зерно высылается через разгрузочный патрубок.

Василий Андреевич сказал, что у него на этот счет есть кое- какие конструкторские соображения, которые всем вместе можно проверить, как говорят инженеры, в металле. И еще он сказал, что дело это серьезное: если получится, то очень поможем родному совхозу, а может, и не только ему одному.

Предложение нашего руководителя как бы примиряло желания разных ребят. Ведь в этой работе соединялось все, что душе угодно: и моделирование, и экспериментирование, словом, и рукам и голове работы хватит.

Месяца через полтора сделали экспериментальный образец. Но… он не заработал. Потом был второй, третий… И в пятом и в шестом варианте модели мы не могли достичь устойчивого псевдоожиженного состояния зерна. Зато сколькому мы рядом с Василием Андреевичем научились! Работали на станках, слесарили, научились гнуть металлические трубы, обращаться с жестью, делать эскизы, настоящие чертежи…

В чем была главная сложность? В зерносушилке, работающей на эффекте псевдоожижения, должно быть все просчитано и выполнено с идеальной точностью, как ни в какой другой. Режим загрузки и разгрузки, давление, создаваемое вентилятором, объем и соотношение всех размеров камеры, где происходит сушка,— все эти и еще многие другие параметры должны идеально соответствовать друг другу. Не будет такого соответствия, хотя бы между двумя какими-нибудь параметрами,— грош цена всей новизне. Воздух либо начнет подбрасывать зерно, ударяя и раня его о заградительное устройство, либо получится обычная сушка в режиме активного вентилирования.

За точность не отвечаю, сбился со счета, но примерно после десятой переделки модель зерносушилки все-таки заработала!..

К рассказу Володи остается добавить, что эксперты Всесоюзного слета юных рационализаторов и конструкторов были единодушны: на основе экспериментальной зерносушилки из Чебакова может быть создан высокопроизводительный аппарат. Совхоз обещал кружку технического творчества помощь. Значит, серьезное дело, за которое взялись ребята под началом своего руководителя, будет продолжено.

А. СПИРИДОНОВ

Случайное

Обложка

Письма

Лазер над тайгой

Первый научно-популярный журнал в России

По ту сторону фокуса

В. Хвастин — яхта «Чипполино»

Навстречу комете Галлея

Тамрико изобретает

Сохраняйте дистанцию!

Плоскогубцы наоборот

Подробности для любознательных

«По проекту архитектора…»

Возвращаясь к напечатанному «какой арбуз спелый?»

Наш курьер

В гостях у «Икринки»

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru