Комбинированная запись

Дата публикации: 02-06-2014

Продолжаем наши уроки звукоопераорского мастерства. Первые две статьи этой серии вы читали в «ЮТ» № 4, 11 за 1983 год.

При записи различных концертных программ, спектаклей и передач местного радиовещания, при озвучивании любительских кинофильмов часто возникает задача воспроизвести одновременно запись сигналов от нескольких разных источников звука: например, музыку и речь диктора или диалог актеров на фоне шума дождя, пения птиц, стука колес поезда… Такая запись называется комбинированной.

Обычно в комбинированной записи можно выделить основной материал (например, дикторский текст) и фон (им часто служит музыка или шумы). Существует несколько способов наложения речи на фон. Самый простой — акустический: через громкоговоритель, размещенный в помещении записи, с магнитофона или проигрывателя воспроизводят музыкальную программу, а исполнитель, подстраиваясь под ритм музыки, читает свой текст перед микрофоном. Уровень громкости и тембр звучания музыки определяются положением громкоговорителя относительно микрофона. Его выбирают в каждом случае заново, в зависимости от конкретных задач. Акустический способ комбинированной записи применим лишь в случаях, когда не требуется очень высокого качества звучания фоновой музыки.

Другой способ — наложение одной программы на другую при перезаписи. Такая возможность предусмотрена конструкцией многих современных магнитофонов. Музыку или шумы, составляющие фон, записывают иа магнитофон как обычно, после чего ленту возвращают в исходное положение и к магнитофону подключают микрофон. С помощью специальной кнопки «Трюк» отключают стирающую головку, и новая запись накладывается на уже имеющуюся. Обычно такое наложение дает вполне качественную запись, когда требуются только короткие текстовые врезки.

Чтобы исключить возможные ошибки при чтении и избавиться от мешающих шумов в помещении записи, дикторский текст можно записать заранее. В этом случае для наложения текста используют второй магнитофон. Поскольку при записи происходит подмагничивание ленты, первая запись в местах наложения оказывается ослабленной, особенно ее высокочастотные составляющие. Это следует учитывать при выборе уровня фоновой записи: он должен иметь запас по громкости и высоким частотам.

Основная трудность, с которой приходится сталкиваться при записи методом наложения, — это невозможность контроля и коррекции фонограммы в процессе записи.

Более сложный, но и более совершенный способ получения комбинированных записей — это запись с помощью микшерного пульта. Ему и посвятим мы основную часть разговора.

Микшерный пульт — это прибор для смешивания сигналов от нескольких источников звука. Его включают между источниками звука и магнитофоном. Такой «прибор-посредиик» позволяет регулировать уровень сигнала от каждого источника в отдельности, а также уровень суммарного (смешанного) сигнала. Он открывает большие возможности при подготовке фонограммы, например при постановке любительского фильма. В одном случае, к примеру, нужно, чтобы на фоне музыки отчетливо была слышна речь, диалог, в другом — чтобы какие-то шумы заглушали речь или музыку. Имея микшер, всего этого можно добиться без особого труда.

Микшеры бывают двух видов: пассивные и активные. Пассивные микшеры способны только ослаблять уровни входных сигналов. Схема такого прибора очень проста: она состоит из переменных резисторов (потенциометров) и постоянных сопротивлений.

Схема простейшего пассивного микшера на два входа показана на рисунке 1. Первый вход этого микшера можно использовать для подключения микрофона, ко второму можно подключить проигрыватель или линейный выход магнитофона. Для работ с микшером можно использовать любой электродинамический микрофон, который обычно входит в комплект магнитофона. Отметим: даже такой простой микшер позволяет независимо регулировать уровень любого из звуковых сигналов, поданных на его входы.

Уровень сигналов от микрофона и проигрывателя (магнитофона) регулируется соответственно переменными резисторами R1 и R2. Для того чтобы сигналы от обоих источников были на выходе микшера примерно равны, сигнал от проигрывателя (магнитофона) нужно ослабить почти в 100 раз — для этого последовательно потенциометру R2 включен резистор R3. Чтобы исключить взаимное влияние переменных резисторов, в схему микшера вводят разделительные резисторы R4, R5. В этой схеме не предусмотрен общий регулятор уровня на выходе устройства: предполагается, что его заменяет регулятор уровня записи магнитофона, на который производится результирующая запись. Напряжение на выходе микшера невелико: около 1 мВ, поэтому его подключают к наиболее чувствительному входу магнитофона — «Микрофон».

К микшеру можно подключать и другие источники звукового напряжения: радиоприемник, телевизор, трансляционную линию, электромузыкальный инструмент. При этом следует заранее представлять себе, насколько может быть велик электрический сигнал, поступающий на его вход. Вот ориентировочные цифры. Входное напряжение источников звукового напряжения таково: от микрофона — 1—3 мВ, от звукоснимателя или магнитофона — 150—250 мВ, от приемника или телевизора — 10—50 мВ, от трансляционной линии — 10—30 В, от электромузыкального инструмента — 0,5 В.

Наиболее широко распространены микшерные пульты с тремя входами. Хотя уровень полезного сигнала на выходе такого микшера еще слабее, именно его предпочитают любители магнитной записи и кинолюбители. Такой микшерный пульт, будучи подключенным к трем источникам звукового напряжения, позволяет держать магнитофон в постоянной готовности к записи практически от любого источника или нескольких, источников одновременно.

Схема микшерного пульта, к которому одновременно могут быть подключены микрофон Мк, звукосниматель Зв и магнитофон Мф, приведена на рисунке 2.

Вы можете спросить: а почему бы не сделать микшер с четырьмя, пятью, шестью входами? Ведь тогда можно будет смешать сигналы одновременно от нескольких магнитофонов, проигрывателей, электрогитар!.. К сожалению, это вряд ли удастся. Пассивный микшерный пульт с четырьмя входами (не говоря о большем их числе) настолько ослабляет уровень сигнала от всех источников звукового напряжения, что не удастся обеспечить нормальный уровень намагниченности магнитной ленты при записи. Словом, игра не стоит свеч. Но ведь до сих пор мы говорили только о пассивных микшерах…

Активный же микшер содержит в своей схеме один или несколько усилителей, поэтому с его помощью можно не только изменять соотношение уровней сигналов от различных источников напряжения звуковой частоты, но и усиливать их. Микшеры такого типа нуждаются в электропитании, да и устройство их, конечно, сложнее.

Тем не менее принципы построения пассивных и активных микшерных пультов в целом одинаковы. Вы можете убедиться в этом, взглянув из. принципиальную схему простейшего активного микшерного пульта с двумя входами (рис. 3). Усилитель низкой частоты У усиливает напряжение, подводимое к микшерному пульту

от микрофона Мк, делая его соизмеримым с напряжением другого источника, например магнитофона. Это позволяет подключать микшер ко входу «Звукосниматель» магнитофона, на котором ведут запись. Выходное напряжение от микрофонного усилителя и магнитофона можно изменять переменными резисторами R1 и R3.

Усилитель активного микшера может повышать уровень сигнала не только от микрофона, но и суммарный уровень сигнала от всех источников. На рисунке 4 приведена принципиальная схема активного микшерного пульта типа «Электрон». Микшер имеет пять входов, позволяющих одновременно подключить к нему три разных источника напряжения звуковой частоты в любых сочетаниях. Входами микшера служат следующие пары контактов (если идти по схеме сверху вниз): 1—2 (микрофон, радиоприемник или телевизор), 3—2 (звукосниматель или магнитофон), 1—2, 3—2, 1—2. Как видите, гнездо 2 всегда участвует: это «земля».

Для усиления сигнала от микрофона использован усилитель, собранный на транзисторе VI. Сигналы, подаваемые на входы микшера, смешиваются и поступают на линейный усилитель, выполненный на транзисторах V2 и V3. Уровень сигнала, подаваемого с каждого входа на линейный усилитель, регулируется соответствующим переменным резистором (R34 R4, R12). С выхода усилителя сигнал подается на разъем «Выход», максимальное выходное напряжение 0,5 В. Микшер соединяется со входом «Звукосниматель» магнитофона, на который ведут запись. Полоса пропускаемых усилителем микшера частот составляет 20—20 000 Гц. Микшер рассчитан на питание от аккумулятора 7Д—0,1 или от батарей «Крона».

Микшерный пульт можно использовать в качестве микрофонного усилителя. Для этого нужно включить на соответствующий вход микшера микрофон и соединить выход микшера с гнездом «Звукосниматель» телевизора, радиолы или усилителя низкой частоты. Такой прием можно использовать для звукового сопровождения любительского фильма или диафильма.

Несколько слов о стереофонических микшерных пультах. Они напоминают по принципу построения монофонические микшеры, но имеют специфические отличия как по схеме, так и по органам управления. Стереомикшер имеет для каждого входа два идентичных по параметрам и характеристикам канала, управляемых переменными резисторами. Стереомикшер можно, конечно, использовать для записи и усиления монофонических программ, используя для этого один канал. Такие микшерные пульты более сложны в изготовлении.

Теперь о конкретных деталях конструкции микшеров. Микшерный пульт выполняют в виде автономного      (самостоятельного) устройства, используя в качестве корпуса подходящую по размерам деревянную или металлическую коробку. В качестве регуляторов уровня сигнала применяют потенциометры — переменные делители напряжения. Лучше всего использовать переменные резисторы типа СПЗ-4, применяемые в малога-

баритиой транзисторной аппаратуре, Для переменных резисторов желательно использовать ручки типа «клювик» с указателем положения. На лицевой панели микшерного пульта вокруг ручек должны быть нанесены шкалы — без них работа с микшером будет затруднена. «Клювик» на шкале служит указателем уровня сигнала от данного источника.

В качестве разъемов для подключения источников звукового напряжения к микшерному пульту и микшерного пульта к магнитофону используют унифицированные трехконтактные розетки типа СГЗ или пятиконтактные типа СГ5. Распайку штепсельных соединителей нужно выполнять строго по схемам, показанным на рисунке 5.

Комбинированная запись звука с помощью микшерного пульта не только дает большие возможности, но и требует от вас творческого подхода, умения выбирать правильное соотношение между уровнями громкости отдельных источников звука. Рассмотрим некоторые примеры того, как это следует и как не следует делать. На графиках (рис. 6) по оси ординат отложен уровень громкости, по оси абсцисс — время. Если речь и музыка записаны с одинаковыми уровнями громкости (а), музыка «маскирует» речь, и та становится неразборчивой. Если речь и музыка записаны так, что во время смысловых пауз музыка звучит на уровне громкости речи, то с началом новой фразы ее уровень с помощью микшера сле-

дует снижать. Но можно делать это резко, как на графике «б», а можно сделать так, чтобы переходы от речи к музыке и наоборот были плавными, приятными на слух (в). Но и в этом случае последние и первые слоги фраз могут быть неразборчивыми: ведь уровни громкости музыки и речи почти одинаковы.

Возможны и другие, более выгодные варианты сочетания громкости речи и музыки. Так, например, когда вначале музыку записывают с нормальным уровнем звучания (г), перед началом записи речи ее уровень громкости начинают постепенно снижать («микшировать», как, говорят звукооператоры), и в момент ti начинают запись речи. При максимально допустимом уровне записи речи музыку записывают с относительно небольшим уровнем. Только тогда при воспроизведении фонограммы музыка будет звучать фоном.

Во всех случаях важно, чтобы начальный уровень записи речевой программы был достаточно большим, чтобы слушатель сразу сконцентрировал свое внимание на звучащем тексте и не терял смысла первых слов. Время микширования (см. рис.) определяют сюжетом записи. Обычно оно составляет около 2—3 с. Более длительное время микширования (4—5 с) звучит слишком подчеркнуто и рекомендуется только в записях торжественного содержания.

Поскольку основой фонограммы чаще всего бывает речь, нужно сказать несколько слов о правилах ее записи.

Перед записью полезно провести репетицию, во время которой можно хотя бы приблизительно отрегулировать усиление, проверить модуляцию по индикатору и внимательно прослушать характер звучания (лучше всего сделать это с помощью головных телефонов). Наибольшие показания индикатора не должны превышать 50—60% от максимума, а уровень записи, соответствующий тихой речи, — 20—30%. Если же все- таки возникнет необходимость регулировать усиление «на ходу», это следует делать оперативно, но не очень резко, иначе возникнут помехи.

Перед микрофоном исполнитель не должен форсировать голос без особой необходимости, но и должен избегать чрезмерного снижения громкости, так как при этом изменяется тембр голоса и при воспроизведении он будет казаться неестественно низким и тяже

лым. Кроме того, при малой громкости в фонограмме будут прослушиваться посторонние шумы. Для получения нужных нюансов следует пользоваться не изменением громкости голоса, а его оттенками. Громкость по возможности должна оставаться постоянной. Кроме того, во время записи диктор не должен перемещаться относительно микрофона или отворачиваться от него.

При записи одного человека обычно используют микрофон с односторонней направленностью, размещая его на расстоянии 40— 60 см от лица исполнителя, на одном уровне с ним. Если установить микрофон ближе, выявляются все малейшие оттенки голоса, подчеркиваются все дефекты речи, прослушивается шум дыхания и шипение глухих согласных. Микрофон с характеристикой типа «восьмерки» при близком размещении от источника звука сильно подчеркивает низкие частоты, в результате запись приобретает «бубнящий» оттенок. Поэтому микрофон такого типа, если уж приходится им пользоваться, располагают не ближе 80—100 см. Расстояние исполнителя от микрофона должно оставаться строго постоянным: даже небольшое его изменение вызывает резкие колебания уровня воспроизводимого сигнала.

Для записи диалога удобнее всего микрофон с характеристикой направленности типа «восьмерки». Исполнители располагаются по разные стороны от микрофона вдоль оси его максимальной чувствительности. Относительное расстояние каждого собеседника от микрофона должно быть обратно пропорционально громкости его голоса.

Запись беседы группы людей легче всего осуществить, используя подвешенный к потолку однонаправленный микрофон, ось максимальной чувствительности которого направлена вниз. Вновь выполняется правило: чем громче голос тем дальше от микрофона.

В случае заминки или оговорки исполнителю не следует прерывать запись. Нужно сделать паузу в несколько секунд и произнести все предыдущее предложение сначала. По окончании записи фразу, содержащую ошибку, легко вырезать.

Ю. КОЗЮРЕНКО.

инженер

Информационное сообщение о Пленуме Центрального

Комитета Коммунистической партии Советского Союза …       1

Константин Устинович Черненко  2

Ю. Слюсарев — Физик придумал станок 10

Информация  15

И. Зверев — Взрыв находит минералы      16

Наша консультация  19

В. Мейеров — Отзовись, ионосфера!         33

Вести с пяти материков       38

Патентное бюро ЮТ                      48

В. Федоров — Спортплощадка       58

Они были первыми             63

A.        Ильин — Микродвигатель для модели      65

B.        Хитрук — Вторая жизнь электродвигателя          68

Д. Алинкин — Разметка      72

Заочная школа радиоэлектроники  74

@ «Юный техник», 1984 г.

Случайное

Лазер на Марсе

Поправляя Эдисона

Вторая жизнь электродвигателя

Отзовись, ионосфера!

Автоматика кухонной плиты

«Каждый зажигает свой костер»

Лазер над тайгой

Лучи и геометрия.

Взрыв находит минералы

Море живет в модели

Размышления по поводу одной модели

Давным-давно

Гольф-крокет

По ту сторону фокуса

А. Левин — часы из топора

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru