Возвращаясь к напечатанному снова о якоре-винте
Дата публикации: 23-12-2015Рубрика: Ют №7 1984 год
- Автомобиль под душем
- Невольники троллейбуса
- Плоскогубцы наоборот
- Машина на все ноги
- Ветряк для опреснения
В шестом номере журнала за 1983 год было опубликовано предложение Игоря Пленкина о новом типе якоря, ввинчивающегося в грунт при помощи лопастей. В комментарии говорилось и о недостатках предложения: такой якорь не сможет раскрутиться с достаточными оборотами для того, чтобы закрепиться в грунте. Патентное бюро получило около 20 предложений, авторы которых решили усовершенствовать ввинчивающийся якорь. Правда, не все оказались удачными. Так, например, В. Миронов из Хабаровска предлагает заменить якорную цепь гибким валом и при его помощи ввинчивать и вывинчивать якорь из грунта. Почему это невозможно! Дело в том, что держащая сила обусловлена не только самим якорем, а и якорь-цепью, лежащей на грунте. Длина вытравленной на грунт цепи бывает в 4—5 раз больше глубины стоянки судна. А гибкий валик будет создавать ничтожную держащую силу.
Другие предложения более интересны. Д. Баклевский из Красноуральска и М. Шильман из Харькова, а также некоторые другие ребята предлагают сложные конструкции якорей с ввинчивающимися винтами и выдвижными лапами. С. Потка- лов из Кирова разработал конструкцию якоря с лопастями наподобие турбинных. Раскручивание якоря производится за счет газов от пороховой шашки.
В. Норд из города Колуша тоже предлагает якорь с раскрывающимися лапами, но механизм лап смонтирован на тяжелой плите. Автор считает, что плита будет прижиматься давлением воды ко дну и будет создавать большую держащую силу. Плита, конечно, не будет создавать дополнительной силы сверх своего веса. Но если плиту заменить цилиндром с открытым дном, то получится присоска.
Допустим, что диаметр цилиндра будет 1,5 м, а глубина стоянки судна 20 м. Тогда, если откачать из цилиндра воду, он будет вдавливаться в грунт силой 30 т. Как же это сделать! Можно заложить в цилиндр бал
лон со сжатым воздухом и продуть воду из цилиндра. А как поднять якорь! Тоже просто: надо открыть клапан и впустить в цилиндр воду, тогда сила прижимающей воды пропадет. А для открытия клапана можно использовать гидроакустический эффект: мощный звуковой импульс вызовет колебания слоев воды, которые поднимут клапан.
Экспертный совет благодарит всех ребят, приславших свои усовершенствования якоря-винта.
Рисунки В. РОДИНА
Экспертный совет отметил авторскими свидетельствами журнала предложения Владимира ПЛАТОНОВА из Киева и Алексея КУЗНЕЦОВА из Перми. Предложения Юрия ФАРНОСОВА из Запорожья, Сергея БОРИСОВА из Тюменской области, Сергея ПАНИКОВСКОГО из Ульяновской области и Ивана АНГЕЛОВА из Народной Республики Болгарии отмечены почетными дипломами.
Кроме авторов предложений, о которых рассказывалось в журнале, экспертный совет отметил почетными дипломами Аркадия КУЛАКСУЗОВА из Оренбургской области, Анатолия КОВАЛЬЧУКА и Игоря ЛИСИЦУ из Киевской области, Евгения ШТЕРНА из Волгоградской области и Андрея KPAC- НОБОРОВА из Пермской области.