Переправы к победе
Дата публикации: 08-09-2014Рубрика: Ют №5 1984 год
Тема: Летопись Великой Отечественной
- Рекорды, рекорды, рекорды…
- Мастера на все времена
- У воина на вооружении. Всего один день…
- Первый научно-популярный журнал в России
- Давным-давно
Летопись Великой Отечественной
Когда говорят о Великой Отечественной войне, то чаще всего вспоминают умелые действия пехоты, стремительные танковые атаки, мастерство артиллерийских расчетов…
Но рядом с ними, а нередко и впереди шли военные строители.
Мы публикуем воспоминания бывшего начальника 7-го фронтового управления оборонительного строительства 1-го Белорусского фронта полковника-инженера в отставке Константина Корнеевича Лесина.
Нас, саперов, часто называли чернорабочими войны. Что ж, это, пожалуй, так и есть. Нам нечасто приходилось ходить в штыковые атаки, мы не врывались первыми в окопы противника… На нашу долю выпала другая работа.
Мы строили оборонительные рубежи, опорные пункты, огневые позиции, прокладывали дороги, проделывали проходы в минных полях, уничтожали полевые фортификационные сооружения противника и, конечно же, очищали от мин освобожденную от врага территорию.
А переправы? И в дождь, и в снег, и в жару, и в холод, под огнем противника и по горло в ледяной воде саперы полковых подразделений, дивизионных батальонов, понтонных полков и бригад возводили мосты и переправы.
Трудно сосчитать, сколько их было. Трудно выделить, какие из них были самыми важными. И все же один эпизод тех военных лет мне особенно запомнился.
Конец 1944 года. Полным ходом шла подготовка к ВислоОдерской операции. Армия генерала В. И. Чуйкова, преодолевая ожесточенное сопротивление противника, с ходу форсировала Вислу и захватила небольшой плацдарм в районе польского города Магнушева. Армия генерала В. Я. Колпакчи остановилась у другого города — Пулавы.
С этих пока еще небольших плацдармов войска 1-го Белорусского фронта должны были нанести мощные удары в направлении Познани, Радома, Лодзи. А потом выйти к Одеру.
Но чтобы начать эту операцию, нужно было срочно подтянуть главные силы. А на пути река Висла. Нужно наводить мосты.
Первый мост длиною более километра был возведен под обстрелом артиллерии и минометов противника всего за семь дней!
Но особенно тяжелые испытания выпали при строительстве второго моста. По нему должны были пройти свежие войска, танковые соединения.
Мы получили приказ, собрались было обсудить план действий, тут мне докладывают:
— Рокоссовский приехал!— Он в ту пору командовал 1-м Белорусским фронтом.
— Мне нужен мост под тяжелые грузы, причем срочно,— сказал он,— даю пять суток. И ни дня больше!
Пять дней на строительство такого моста! А работы на месяц! Но приказ есть приказ.
По правде говоря, народу у нас для строительства такого большого сооружения было, как говорится, небогато. На помощь пришел саперный батальон Войска Польского.
Но, кроме рабочих рук, в любом строительстве, как известно, нужны еще и материалы, а тылы в те дни не поспевали за стремительно наступавшими войсками. Со стройматериалами у нас было туго. Пришлось самим подвозить их, заготавливать…
Что же касается так называемых средств строительства — топоров, пил, скоб и т. д.,— саперы, наученные войной, давно поняли, что лучше их всегда иметь при себе. Каждому бойцу полагалось носить с собой пять скоб, пять-шесть ершей, шанцевый инструмент. На отделение две двуручных пилы, два лома и другой инструмент. В автомобиле или в обозе, которые следовали за саперной ротой, всегда имелось 40—50 подготовленных свай и необходимое для их забивки оборудование.
Для того чтобы выиграть время, мы стали мост возводить одновременно в трех точках: на правом и левом берегу Вислы работали две роты военностроительного отряда, а в фарватере — бойцы мостостроительного батальона. В то же время третья рота военно-строительного отряда строила дорогу из бревен в левобережной пойме Вислы, а также возводила мосты через протоки реки.
Конечно же, враг знал о том, что через Вислу возводится мощный мост. Работали мы под непрерывными бомбежками и артобстрелом.
От взрывов сваи у нас выдавливало из грунта. Они выстреливали как пробка из бутылки. Происходило это из-за гидрогеологических особенностей реки. Хотя Висла и не горная река, но во многом схожа с ней: течение быстрое, в фарватере дно состоит из прослоек песка (в том числе плывунов) и глины.
По наведенной переправе — в бой.
Поэтому дно из-за неоднородности от взрыва бомбы деформировалось, если можно так сказать, пружинило. Мы точно знали: если перед налетом фашистской авиации или артобстрелом не успеем забить сваи до нужной отметки и не положим на них опору, пропадут наши труды, да и сваи уплывут. И тогда применили хитрость: под каждую опору стали забивать по шесть свай и сразу же скреплять их между собой. В этом случае при взрыве нагрузка распределяется на соседние сваи, и все они остаются на месте. А опоры стали ставить чаще — через каждые четыре метра. Это было маленькое солдатское изобретение в строительстве переправ. Новшество наше стали использовать и на других фронтах.
К сроку, назначенному К. К. Рокоссовским, мост был готов. Мы не только построили мост длиною 1350 метров, но и выстлали бревнами подходы
к нему. Кроме того, пришлось делать еще и ответвления от них, чтобы переправляющиеся войска могли быстро рассредоточиться при выходе с моста.
Налегы авиации противника участились. На ремонте приходилось постоянно держать дветри роты саперов. К тому же начался ледоход, пошла шуга, навалилась мощной стеной на мост. Пришлось разрушать лед взрывами. Вот так несли мы свою службу
Надо сказать, что умение находить быстрые, правильные решения часто выручало нас Подчас они казались парадоксальными…
.. Это был завершающий этап войны — бои на подступах к Берлину. Надо было переправиться через реку Шпрее.
В районе Фюрстенвальде противник вел настолько плотный заградительный огонь, что на первый взгляд организовать переправу было невозможно.
Как быть? И снова выручила солдатская смекалка.
На химическом предприятии в Фюрстенвальде обнаружили пятисотлитровые емкости. На этом же заводе был и стальной трос. Чем не материал для строительства переправы?
На берегу разложили емкости, скрепили их тросом, положили на них деревянный настил — получились так называемые боны. К краиним емкостям прикрепили тросы и спустили боны к реке, расположив вдоль берега, немного выше того места, где должна быть переправа. На лодке переплыли реку, перетащили конец троса, закрепили его на противоположном берегу. Потом багра-
Подлолковник Константин Корнеевич Лесин. Снимок 1945 года.
ми оттолкнули боны от берега и, удерживая их тросами, пустили связку по течению — вода сама развернула боны поперек реки. Тогда тягачами и лебедками натянули тросы.
Через мост пошли войска.
Оперативное строительство временной переправы на бонах способствовало быстрому продвижению наших войск и окружению крупной немецкой группировки.
…А потом были бои за Берлин, когда под пулями противника приходилось прокладывать проходы через разрушенные дома.
Пришла Победа… Советские солдаты возвращались в родные дома. А мы — чернорабочие войны — еще долго оставались в своих частях. Теперь мы строили мирные мосты, причалы, дома, поднимали из руин предприятия.
Записал А. КОСТИН Рисунок В. ИВАНОВА