У воина на вооружении. Всего один день…

Дата публикации: 29-05-2014

«Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…» — строчки Твардовского приходят на память сразу, как только речь заходит о саперах, об инженерных войсках, старейших из всех специальных войск нашей армии. И действительно, задача номер один, всегда стоявшая перед саперами,— обеспечение форсирования водных преград, наведение мостов и устройство паромных переправ.

Еще накануне из-за ограды доносились отрывистые слова команд, деловитое урчание моторов. А сегодня — тишина… И хотя у ворот с красной звездочкой по-прежнему стоял часовой, вездесущие мальчишки уже знали: «Наши опять на учения ушли…»

Действительно, перед рассветом инженерно-саперный батальон был поднят по сигналу «сбор». Буквально через минуту послышался топот сапог. Двери казармы распахнулись и уже не закрывались до той самой поры, пока наружу не выбежал последний солдат.

Воины бежали по окантованным белеными камнями дорожкам, а навстречу им уже доносилось урчание прогреваемых моторов. И вот распахнуты ворота боксов, машины одна за другой выезжали за территорию городка. А навстречу им, словно бы тоже поднятое по сигналу, вставало солнце.

Полковник посмотрел на часы:

— Молодцы! Собрались на две минуты быстрее нормы,— сказал он.— Впрочем, посмотрим, как дальше действовать будут…

Техники сегодня в инженерных войсках много. Современный сапер пешком не ходит, топор в его руках тоже редко увидишь. В основном приходится управлять многочисленными механизмами. И когда наша машина стала обгонять колонну на марше, какой техники мы только не увидели!..

Вот машина разграждения — тот же танк, только спереди к нему прицеплен бульдозерный нож, сзади — зубья-крюки, чтобы было чем зацепить и растаскивать проволочные заграждения; а сверху еще и механическая рука с клешней — в случае надобности она может быстро разобрать любой завал на дороге. А вот грузовики со стеллажами вместо кузовов — это установки для автоматического минирования. Следом движется реактивная установка

для разминирования… Проехали мы и мимо каравана тягачей и грузовиков, несших на своих плечах готовые секции моста, самоходные лодки-понтоны… И наконец, впереди всех ехали немного диковинные — то ли машины, то ли катера — плавающие автомобили. Им первым положено выйти к водной преграде, разведать ее берега и дно.

Вскоре механики-водители из донесений разведки уже знали: берег у водной преграды топкий — глина. На таком грунте немудрено и застрять. Значит, нужно немного приспустить скаты, чтобы обеспечить лучшее сцепление колес с почвой. Так и было сделано.

И вот развернутый строй машин съехал к самой воде. Завизжали лебедки. Огромные стальные «бутоны» понтонов катятся по роликам, шлепаются на воду и тут же раскрывают свои «лепестки». Сравнение, быть может, покажется надуманным: громоздкая стальная громада — и вдруг сравнивается с цветком. Но поглядеть со стороны — действительно похоже. Автомобиль задним ходом заезжает в воду, сбрасывает понтон, и тот автоматически раскрывается, переходит из транспортного положения в боевое. Такой понтон может принять на борт боевую машину пехоты, танк или артиллерийскую самоходную установку и сам, своим ходом перевезти технику на другой берег. А на обратном пути он швартуется борт о борт с другими, образуя цепочку от берега до берега — понтонный мост.

Понтоны, береговые секции, щиты настила, необходимые для того, чтобы боевая техника не застревала в прибрежной грязи, могла быстро въехать на мост и съехать с него,— все это вместе называется понтонным парком.

Понтонные мосты — не единственная разновидность мостов, которую умеют возводить совг ременные саперы. На вооружении инженерных войск есть еще несколько типов мостоукладчи- ков. Наиболее распространенные среди них — машины на базе среднего танка. Подойдя к берегу неширокой реки или к краю оврага, водитель включает гидравлический привод, и складной мост раздвигается по горизонтали примерно так же, как выдвигаются одна за другой секции пожарной лестницы.

—        Вот это техника! — сказал я полковнику.— А то вот, помню, лет двадцать пять назад где-то здесь, в этих местах, саперы строили деревянный мост. Так самой мощной «техникой» в то время, почитай, был конь- тяжеловоз. Мы еще спорили с мальчишками, может ли такая лошадь перетянуть машину- полуторку. А вот прошло время, от того деревянного моста уж, верно, и трухи не разыщешь, и тяжеловозов нет в помине… Все нынче другое. И правильно: новое всегда приходит на смену старому…

—        Зря вы так,— неожиданно для меня не согласился с таким суждением собеседник.— Зачем отметать полезное? И лошадям еще в армии работа найдется, и деревянные мосты саперы как начали строить еще при Александре Македонском, так и до сих пор строят. Конструкции-то таких мостов отрабатывались веками, для строительства нужны простые инструменты — топор да пила, материал — бревна — тоже почти всегда есть под рукой. Умело построенный деревянный мост может и танки выдержать. А что недолговечный он, так на войне бывает, и сталь недолго живет…

…Пока мы разговаривали, мост рос прямо на глазах, и через некоторое время по нему один за другим пошли на тот берег грузовики. Последними тронулись в путь мы.

Вот и другой берег. По соседству с машинами застыли в строю воины. Командир батальона докладывает проверяющему о выполнении боевой задачи.

—        Разрешите получить замечания, товарищ полковник.

—        Замечаний нет,— сказал проверяющий и повернулся к строю:—От лица службы объявляю вам благодарность.

В ответ на одном выдохе доносится дружное:

—        Служим Советскому Союзу!..

…В городок они вернулись поздно ночью. Все в округе спали. Но наутро вездесущие мальчишки уже знали: «Наши вернулись…»

С. НИКОЛАЕВ, наш спец. корр. Северо-Кавказский военный округ

Рисунки Е. ОРЛОВА

 

Случайное

Возвращаясь к напечатанному «какой арбуз спелый?»

Старт в большую жизнь

Электрохимический генератор

Самоходная гаубица

Ветрохолодильник

Машина на все ноги

Владимир Михановский. Аполлон

Охлаждает… Солнце

Намагниченный инструмент

Инъекция для… Почвы

«Муха» как муха

Комбинированная запись

Спортплощадка

Самосвал на круче

По ту сторону фокуса

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru