У воина на вооружении. Всего один день…
Дата публикации: 29-05-2014Рубрика: ЮТ №2 1984 год
Тема: У воина на вооружении
- Мастера на все времена
- Подробности для любознательных
- Рекорды, рекорды, рекорды…
- Переправы к победе
- Гольф-крокет
«Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…» — строчки Твардовского приходят на память сразу, как только речь заходит о саперах, об инженерных войсках, старейших из всех специальных войск нашей армии. И действительно, задача номер один, всегда стоявшая перед саперами,— обеспечение форсирования водных преград, наведение мостов и устройство паромных переправ.
Еще накануне из-за ограды доносились отрывистые слова команд, деловитое урчание моторов. А сегодня — тишина… И хотя у ворот с красной звездочкой по-прежнему стоял часовой, вездесущие мальчишки уже знали: «Наши опять на учения ушли…»
Действительно, перед рассветом инженерно-саперный батальон был поднят по сигналу «сбор». Буквально через минуту послышался топот сапог. Двери казармы распахнулись и уже не закрывались до той самой поры, пока наружу не выбежал последний солдат.
Воины бежали по окантованным белеными камнями дорожкам, а навстречу им уже доносилось урчание прогреваемых моторов. И вот распахнуты ворота боксов, машины одна за другой выезжали за территорию городка. А навстречу им, словно бы тоже поднятое по сигналу, вставало солнце.
Полковник посмотрел на часы:
— Молодцы! Собрались на две минуты быстрее нормы,— сказал он.— Впрочем, посмотрим, как дальше действовать будут…
Техники сегодня в инженерных войсках много. Современный сапер пешком не ходит, топор в его руках тоже редко увидишь. В основном приходится управлять многочисленными механизмами. И когда наша машина стала обгонять колонну на марше, какой техники мы только не увидели!..
Вот машина разграждения — тот же танк, только спереди к нему прицеплен бульдозерный нож, сзади — зубья-крюки, чтобы было чем зацепить и растаскивать проволочные заграждения; а сверху еще и механическая рука с клешней — в случае надобности она может быстро разобрать любой завал на дороге. А вот грузовики со стеллажами вместо кузовов — это установки для автоматического минирования. Следом движется реактивная установка
для разминирования… Проехали мы и мимо каравана тягачей и грузовиков, несших на своих плечах готовые секции моста, самоходные лодки-понтоны… И наконец, впереди всех ехали немного диковинные — то ли машины, то ли катера — плавающие автомобили. Им первым положено выйти к водной преграде, разведать ее берега и дно.
Вскоре механики-водители из донесений разведки уже знали: берег у водной преграды топкий — глина. На таком грунте немудрено и застрять. Значит, нужно немного приспустить скаты, чтобы обеспечить лучшее сцепление колес с почвой. Так и было сделано.
И вот развернутый строй машин съехал к самой воде. Завизжали лебедки. Огромные стальные «бутоны» понтонов катятся по роликам, шлепаются на воду и тут же раскрывают свои «лепестки». Сравнение, быть может, покажется надуманным: громоздкая стальная громада — и вдруг сравнивается с цветком. Но поглядеть со стороны — действительно похоже. Автомобиль задним ходом заезжает в воду, сбрасывает понтон, и тот автоматически раскрывается, переходит из транспортного положения в боевое. Такой понтон может принять на борт боевую машину пехоты, танк или артиллерийскую самоходную установку и сам, своим ходом перевезти технику на другой берег. А на обратном пути он швартуется борт о борт с другими, образуя цепочку от берега до берега — понтонный мост.
Понтоны, береговые секции, щиты настила, необходимые для того, чтобы боевая техника не застревала в прибрежной грязи, могла быстро въехать на мост и съехать с него,— все это вместе называется понтонным парком.
Понтонные мосты — не единственная разновидность мостов, которую умеют возводить совг ременные саперы. На вооружении инженерных войск есть еще несколько типов мостоукладчи- ков. Наиболее распространенные среди них — машины на базе среднего танка. Подойдя к берегу неширокой реки или к краю оврага, водитель включает гидравлический привод, и складной мост раздвигается по горизонтали примерно так же, как выдвигаются одна за другой секции пожарной лестницы.
— Вот это техника! — сказал я полковнику.— А то вот, помню, лет двадцать пять назад где-то здесь, в этих местах, саперы строили деревянный мост. Так самой мощной «техникой» в то время, почитай, был конь- тяжеловоз. Мы еще спорили с мальчишками, может ли такая лошадь перетянуть машину- полуторку. А вот прошло время, от того деревянного моста уж, верно, и трухи не разыщешь, и тяжеловозов нет в помине… Все нынче другое. И правильно: новое всегда приходит на смену старому…
— Зря вы так,— неожиданно для меня не согласился с таким суждением собеседник.— Зачем отметать полезное? И лошадям еще в армии работа найдется, и деревянные мосты саперы как начали строить еще при Александре Македонском, так и до сих пор строят. Конструкции-то таких мостов отрабатывались веками, для строительства нужны простые инструменты — топор да пила, материал — бревна — тоже почти всегда есть под рукой. Умело построенный деревянный мост может и танки выдержать. А что недолговечный он, так на войне бывает, и сталь недолго живет…
…Пока мы разговаривали, мост рос прямо на глазах, и через некоторое время по нему один за другим пошли на тот берег грузовики. Последними тронулись в путь мы.
Вот и другой берег. По соседству с машинами застыли в строю воины. Командир батальона докладывает проверяющему о выполнении боевой задачи.
— Разрешите получить замечания, товарищ полковник.
— Замечаний нет,— сказал проверяющий и повернулся к строю:—От лица службы объявляю вам благодарность.
В ответ на одном выдохе доносится дружное:
— Служим Советскому Союзу!..
…В городок они вернулись поздно ночью. Все в округе спали. Но наутро вездесущие мальчишки уже знали: «Наши вернулись…»
С. НИКОЛАЕВ, наш спец. корр. Северо-Кавказский военный округ
Рисунки Е. ОРЛОВА