У воина на вооружении. Всего один день…

Дата публикации: 29-05-2014

«Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…» — строчки Твардовского приходят на память сразу, как только речь заходит о саперах, об инженерных войсках, старейших из всех специальных войск нашей армии. И действительно, задача номер один, всегда стоявшая перед саперами,— обеспечение форсирования водных преград, наведение мостов и устройство паромных переправ.

Еще накануне из-за ограды доносились отрывистые слова команд, деловитое урчание моторов. А сегодня — тишина… И хотя у ворот с красной звездочкой по-прежнему стоял часовой, вездесущие мальчишки уже знали: «Наши опять на учения ушли…»

Действительно, перед рассветом инженерно-саперный батальон был поднят по сигналу «сбор». Буквально через минуту послышался топот сапог. Двери казармы распахнулись и уже не закрывались до той самой поры, пока наружу не выбежал последний солдат.

Воины бежали по окантованным белеными камнями дорожкам, а навстречу им уже доносилось урчание прогреваемых моторов. И вот распахнуты ворота боксов, машины одна за другой выезжали за территорию городка. А навстречу им, словно бы тоже поднятое по сигналу, вставало солнце.

Полковник посмотрел на часы:

— Молодцы! Собрались на две минуты быстрее нормы,— сказал он.— Впрочем, посмотрим, как дальше действовать будут…

Техники сегодня в инженерных войсках много. Современный сапер пешком не ходит, топор в его руках тоже редко увидишь. В основном приходится управлять многочисленными механизмами. И когда наша машина стала обгонять колонну на марше, какой техники мы только не увидели!..

Вот машина разграждения — тот же танк, только спереди к нему прицеплен бульдозерный нож, сзади — зубья-крюки, чтобы было чем зацепить и растаскивать проволочные заграждения; а сверху еще и механическая рука с клешней — в случае надобности она может быстро разобрать любой завал на дороге. А вот грузовики со стеллажами вместо кузовов — это установки для автоматического минирования. Следом движется реактивная установка

для разминирования… Проехали мы и мимо каравана тягачей и грузовиков, несших на своих плечах готовые секции моста, самоходные лодки-понтоны… И наконец, впереди всех ехали немного диковинные — то ли машины, то ли катера — плавающие автомобили. Им первым положено выйти к водной преграде, разведать ее берега и дно.

Вскоре механики-водители из донесений разведки уже знали: берег у водной преграды топкий — глина. На таком грунте немудрено и застрять. Значит, нужно немного приспустить скаты, чтобы обеспечить лучшее сцепление колес с почвой. Так и было сделано.

И вот развернутый строй машин съехал к самой воде. Завизжали лебедки. Огромные стальные «бутоны» понтонов катятся по роликам, шлепаются на воду и тут же раскрывают свои «лепестки». Сравнение, быть может, покажется надуманным: громоздкая стальная громада — и вдруг сравнивается с цветком. Но поглядеть со стороны — действительно похоже. Автомобиль задним ходом заезжает в воду, сбрасывает понтон, и тот автоматически раскрывается, переходит из транспортного положения в боевое. Такой понтон может принять на борт боевую машину пехоты, танк или артиллерийскую самоходную установку и сам, своим ходом перевезти технику на другой берег. А на обратном пути он швартуется борт о борт с другими, образуя цепочку от берега до берега — понтонный мост.

Понтоны, береговые секции, щиты настила, необходимые для того, чтобы боевая техника не застревала в прибрежной грязи, могла быстро въехать на мост и съехать с него,— все это вместе называется понтонным парком.

Понтонные мосты — не единственная разновидность мостов, которую умеют возводить совг ременные саперы. На вооружении инженерных войск есть еще несколько типов мостоукладчи- ков. Наиболее распространенные среди них — машины на базе среднего танка. Подойдя к берегу неширокой реки или к краю оврага, водитель включает гидравлический привод, и складной мост раздвигается по горизонтали примерно так же, как выдвигаются одна за другой секции пожарной лестницы.

—        Вот это техника! — сказал я полковнику.— А то вот, помню, лет двадцать пять назад где-то здесь, в этих местах, саперы строили деревянный мост. Так самой мощной «техникой» в то время, почитай, был конь- тяжеловоз. Мы еще спорили с мальчишками, может ли такая лошадь перетянуть машину- полуторку. А вот прошло время, от того деревянного моста уж, верно, и трухи не разыщешь, и тяжеловозов нет в помине… Все нынче другое. И правильно: новое всегда приходит на смену старому…

—        Зря вы так,— неожиданно для меня не согласился с таким суждением собеседник.— Зачем отметать полезное? И лошадям еще в армии работа найдется, и деревянные мосты саперы как начали строить еще при Александре Македонском, так и до сих пор строят. Конструкции-то таких мостов отрабатывались веками, для строительства нужны простые инструменты — топор да пила, материал — бревна — тоже почти всегда есть под рукой. Умело построенный деревянный мост может и танки выдержать. А что недолговечный он, так на войне бывает, и сталь недолго живет…

…Пока мы разговаривали, мост рос прямо на глазах, и через некоторое время по нему один за другим пошли на тот берег грузовики. Последними тронулись в путь мы.

Вот и другой берег. По соседству с машинами застыли в строю воины. Командир батальона докладывает проверяющему о выполнении боевой задачи.

—        Разрешите получить замечания, товарищ полковник.

—        Замечаний нет,— сказал проверяющий и повернулся к строю:—От лица службы объявляю вам благодарность.

В ответ на одном выдохе доносится дружное:

—        Служим Советскому Союзу!..

…В городок они вернулись поздно ночью. Все в округе спали. Но наутро вездесущие мальчишки уже знали: «Наши вернулись…»

С. НИКОЛАЕВ, наш спец. корр. Северо-Кавказский военный округ

Рисунки Е. ОРЛОВА

 

Случайное

Техническое стекло

«Каждый зажигает свой костер»

Новая головоломка Рубика

Ветряк для опреснения

Мензурка с нониусом

Помог холод

Владимир Михановский. Аполлон. Глава первая. В гавани

Рекорды, рекорды, рекорды…

Крупнейшая солнечная

Ответы на головоломки, напечатанные в № 2.

На дистанции — виндгляйдер

Уроки мастерства. Сверление

Акулы продолжают удивлять

Владимир Михановский. Аполлон

Гусеничный самоходный паром

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru