Кран «лебедь, рак да щука»

Дата публикации: 05-12-2014

Предлагаю простую конструкцию подъемного крана, который быстро переносит грузы в любом направлении. Кран состоит из трех высоких мачт с лебедками и тросами; тросы сходятся в той точке, где подвешен крюк. С помощью трех лебедок крюк с грузом можно переместить в любую точку между мачтами.

Михаил Лидский, Москва

В сегодняшнем выпуске ПБ рассказывается об оригинальной конструкции подъемного крана, о том, как сделать мотальную машину безостановочной, и других интересных предложениях. Работает Автосалон ПБ.

БЕЗ ОСТАНОВКИ

Мотальщицы, работающие на трикотажных фабриках или в трикотажных ателье, знают, что, когда на цевке, с которой идет перемотка, кончается нить, машину останавливают и ставят новую цевку. Потом на узловязателях завязывают узлы, и нить продолжает сматываться. Предлагаю ускорить этот процесс. Если вместо одной цевки поставить две, нить будет перематываться без остановки.

Александр Пьянков, г. Нижний Тагил

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Всем, конечно, знакома басня Ивана Андреевича Крылова о том, как лебедь, рак да щука взялись с поклажей воз вести. Может быть, некоторые помнят и то, что в своей книге «Занимательная физика» Я. И. Пе- рельман показал, что усилия трех друзей вовсе не обязательно должны были пропасть даром: под воздействием суммы трех различных сил воз должен был сдвинуться с места — в ту или иную сторону… И возможно, именно книга Я. И. Перельмана натолкнула москвича Михаила Лидского на любопытную идею подъемного крана без стрелы и тележки, поднимающего и перемещающего грузы на трех сходящихся тросах. (Заметим, что три — наименьшее возможное число; для прямоугольного цеха, например, удобнее такой же кран с четырьмя лебедками и тросами.)

Достоинства такого предложения очевидны — исключительная простота и свобода перемещения груза, возможность расположить опорные мачты за пределами рабочей зоны крана. Но, к сожалению, есть у предложения и существенные недостатки. Такой кран вряд ли удастся использовать на крупных стройках, в портах, на железнодорожных станциях, как это предлагает сам автор,— виной тому недостаточная грузоподъемность. Нетрудно понять, что максимальный вес груза должен быть значительно меньше, чем общее предельное натяжение наклонных тросов. Можно было бы, конечно, увеличить число тросов, соединяющих груз с каждой из опорных мачт, но это значительно усложнит конструкцию и усилит колебания груза.

И все-таки любопытная идея, которую экспертный совет отмечает авторским свидетельством, вполне достойна практического применения. Такой кран хорошо использовать там, где не требуется большая грузоподъемность, но важна экономия места, нужна мобильность и возможность переносить груз во всех направлениях — например, на временных перевалочных базах, в складских помещениях, заводских дворах. Вместо опорных мачт можно использовать и стены строений, если, конечно, они достаточно прочны. А особенно хорошо такой кран справился бы с переносом телекамеры для планомерного осмотра больших помещений — цехов, складов — или перемещением датчика противопожарной сигнализации…

Правда, крановщику нелегко будет управлять одновременно тремя или четырьмя лебедками, да еще так, чтобы груз плавно перемещался в строго заданном направлении. Однако сейчас в технику повсеместно вводят электронно-вычислительные машины. Если управление лебедками возложить на ЭВМ, крановщику останется только указывать точки назначения, куда надо перенести груз.

Саша Пьянков из Нижнего Тагила с мотальной машиной знаком не понаслышке — на такой машине работает его мама. Мы привели лишь небольшой отрывок из Сашиного письма, но сама идея его предложения изложена довольно подробно. Надо сказать, что Саша прислал и хорошо выполненные чертежи. А предложение, которое действительно повысит производительность мотальной машины, оказалось простым и остроумным. Когда машина перемотает нить с первой цевки, конец ее связывается узловязателем с началом нити на второй цевке; когда нить на первой цевке кончается, то она без остановки машины продолжает сматываться уже со второй цевки. А в это время на первый штырь ставится новая цевка и начало новой нити связывается о»концом нити второй цевки…

Пожалуй, подробный комментарий для этого предложения и не нужен. Ведь Саша не только предложил интересную идею, но сам же проверил ее на практике — в ателье, где работает его мама. Для этого потребовалась лишь самая незначительная переделка машины — надо было установить дополнительные штыри и переместить узловязатели.

Но вот о чем все-таки надо еще сказать. Сейчас существуют уже мотальные машины, на которых большинство ручных операций — смена шпуль и бобин, отыскивание концов нити и связывание их узлами — автоматизировано. Цель конструкторов — полная автоматизация прядильного производства. Однако это нисколько не снижает ценности предложения Александра Пьянкова. Ведь усовершенствовать какую-то старую, давно уже использующуюся машину порой труднее, чем изобрести новую. Саша проявил качества настоящего изобретателя, сумев подметить узкое место в конструкции, которая, казалось бы, давно уже была законченной.

Члены экспертного совета

инженеры А. МАЗУРЕНОК и М. МАРКИШ

Давайте рассчитаем

Четыре лебедки крана расположены в углах цеха размером 20X^0 м, на высоте 10 м от пола. Груз подвешивается к тросам на стропах длиной в 1,5 м и поднимается лебедками на 3 м от пола. Предельно допустимое натяжение троса составляет 30 кН. Найти грузо подъемность крана, когда груз расположен над центром цеха. На какой высоте следовало бы разместить блоки, чтобы грузо подъемность крана была не менее 3 т!

Случайное

Л. Коваленко — работает дорога

Скачать Юный техник № 6 июнь 1984

Обложка номера 1 за 1984 год

Перо для компьютера

Еще одна теория?

Реле без электроники

Навстречу волнам

Искусственный нос

Вот такие кинескопы

Автомобиль на «молнии»

ГЭС без плотины

Догони снежную королеву!

Мороз на конвейере

В гостях у «Икринки»

Крючок из щетки

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru