Поправляя Эдисона

Дата публикации: 02-06-2014

В сегодняшнем выпуске ПБ рассказывается об электрической лампочке, срок службы которой увеличен вдвое, электростанции, построенной на морском дне, и других интересных предложениях.

Предлагаю электрическую лампочку накаливания, отличающуюся от обычной тем, что у нее две спирали. Когда одна спираль перегорит, надо будет немного довернуть лампочку в патроне. Тогда подвижная контактная пластина прижмется к цоколю — и загорится вторая спираль. Срок службы такой лампы увеличится вдвое.

Михаил Никишанин, г. Барнаул

СВЕТ ИЗ МОРЯ

Энергия морских течений очень велика, и ее нужно использовать, особенно когда люди станут жить в подводных городах. Предлагаю установить на дне стойки со шкивами и тросами, а к тросам прикрепить складные «карманы». В верхнем положении «карманы» открываются под действием своего веса, а в нижнем закрываются. Сила течения давит на верхние «карманы» и вращает шкивы вместе с генераторами.

Алексей Бударин, Москва

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Типы ламп бывают разными, различен и срок их службы, но рано или поздно перегоревшую лампу приходится выбрасывать и заменять другой. А ведь все элементы лампы, кроме спирали, еще целы, могли бы послужить. Как продлить срок службы лампы? Об этом и подумал Михаил Никишанин из Барнаула.

Казалось бы, идея не нова. Всем известно, что на автомобилях уже применяются многонитевые лампы. Изменяя положение переключателя, водитель последовательно включает разные нити: ближний или дальний свет. Но известную идею Михаил предложил использовать по-новому, в быту. Посмотрите на рисунок. Обычная лампа дополнена второй спиралью, вывод которой прикреплен к подвижному контактному кольцу; кольцо укреплено на пружинящих непроводящих лепестках. Сначала лампа вворачивается в патрон таким образом, чтобы работала одна нить. Контактное кольцо при этом находится в среднем положении. Когда срок службы первой нити закончится, лампу надо довернуть в патроне так, чтобы контактное кольцо прижалось к цоколю: тогда загорится резервная, дополнительная нить.

А теперь давайте попробуем подсчитать, насколько выгодной окажется такая лампа-долгожитель. Понятно, что стоимость ее окажется выше обычной, но все-таки меньше, чем стоимость двух обычных ламп. А срок службы увеличится вдвое. Правда, требуются еще дополнительные затраты на производство и установку новых, более сложных патронов для ламп.

Механическая часть новых патронов будет менее надежной, чем у «классических». Необходимо также выводы резервной нити, припаянные к контактному кольцу, делать гибкими, чтобы они не ломались при до- ворачивании лампы в патроне,— сам автор об этом не подумал. Но, видимо, интересная идея стоит экспериментальной проверки.

В Патентное бюро почта регулярно приносит предложения ребят об использовании энергии морских течений. Зачастую они начинаются так: «Давайте установим в Гольфстриме большие турбины…» Предложение девятиклассника Алексея Бударина привлекло внимание членов экспертного совета тем, что оно учитывает трудности работы на океанских глубинах.

У конструкции Алексея немало достоинств. Во-первых, отсутствие крупных жестких деталей, прочность которых достигается очень дорогой ценой, а монтаж в открытом море на большой глубине и вовсе неосуществим. Ведь даже вертикальные несущие стойки, упирающиеся в дно, можно заменить прочными тросами, для устойчивости которых Алексей предусмотрел поплавки и растяжки. Во-вторых, складные карманы — их можно сделать, например, из прорезиненной ткани — хорошо подходят для работы в качестве лопастей; к тому же, удлиняя тросы и увеличивая соответственно число лопастей, можно повысить натяжение тросов и мощность генераторов. Наконец, в-третьих, очень существенна возможность постепенного наращивания установки из единообразных элементов.

Но вот можно ли немедленно воплотить идею нашего читателя в практику? Вряд ли! Почему? Давайте разберемся.

Основное препятствие — недостаточная единичная мощность. Малая скорость движения тросов не позволит соединить шкив непосредственно с валом генератора: необходима промежуточная передача, которая заметно усложнит конструкцию. Низкая мощность на первый взгляд не вяжется с представлением о неисчерпаемой энергии морских течений, но подумайте сами: при скорости течения 1м/с мощность громадной установки шириной в 50 м и длиною в полкилометра достигнет в лучшем случае 1000 кВт. Такую же мощность вырабатывает дизель- генератор маленькой передвижной электростанции. Можно, конечно, как уже говорилось, поставить в ряд десятки, сотни таких исполинов, но затраты на это окажутся непомерно велики, не окупят стоимость выработанной электроэнергии.

Есть и другие принципиальные проблемы. Как выяснилось не так уж давно, движение воды в зоне морского течения отнюдь не равномерно: оно то и дело нарушается обширными пульсациями и завихрениями и лишь в среднем соответствует гладким линиям, знакомым нам по географическим картам. Кроме того, многие крупные течения, например тот же Гольфстрим, по существу, определяют климат целых географических областей. Можно ли отбирать у них энергию, не имея гарантий безвредности такого вмешательства в природный процесс? Как видите, все не так уж просто, как представляется на первый взгляд…

Члены экспертного совета инженеры А. МАЗУРЕНОК и М. МАРКИШ

Случайное

Вблизи нейтронной звезды

Перо для компьютера

Техническое стекло

Охлаждает… Солнце

Поезд, управляемый на расстоянии,

Старт в большую жизнь

Догони снежную королеву!

Машина на все ноги

Рекорды, рекорды, рекорды…

Космический айсберг или гость из антимира!

М. Кузнецов — ЭВМ за световым барьером

Автомобиль на «молнии»

Летающая ЭВМ

Первый научно-популярный журнал в России

Вариатор и пневматика

Новое Случайное Нас нашли

©2009-2014  Адрес в интернете: http://unteh.ru